Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не
существует - есть только общие принципы управления, которые порождают японскую,
американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими
неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные
ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская
система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная
причина ее успеха - умение работать с людьми.
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и
методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны
позволило ей занять лидирующее положение в мире.
Японская система управления развивалась частично под влиянием местных
традиций, частично - вследствие американской оккупации после второй мировой
войны, частично - как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой
после войны.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции
управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим
национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и
способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только
японским менеджерам.
Японская модель менеджмента основывается на философии "мы все одна семья",
поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные
отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры
одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в
большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью:
основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую
ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы
предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников.
Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является
максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими
усилиями.
|