Стандарт - образец, эталон, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов. Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деят-ти в опред области на пользу и при участии всех заинтер сторон.
Виды:
1. Государственные стандарты содержат требования к продукции, работам и услугам, потребности в которых имеют отраслевой характер. Эти стандарты принимает Госстандарт России.
2. Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли.
. Стандарты предприятий разрабатываются и применяются самим предприятием.
. Стандарты общественных объединений
· Основополагающий стандарт
· Терминологический стандарт
· Стандарт на продукцию
· Стандарт на процесс
· Стандарт на совместимость
Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соттветствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров.
Виды сертификации: добровольная, обязательная.
Этапы:
1. Подача заявителем заявки
2. Рассмотрение заявки и принятие решения о возможности проведения сертификации, том числе выбор схемы проведения сертификации.
. Выбор испытательной лаборатории или центра.
. Составление программы и методики проведения сертификации
. Отбор образцов
. Проведение испытаний
. Анализ состояния (проверка) производства продукции
. Анализ полученных результатов испытаний и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия
. Оформление, регистрация сертификaта соответствия.
. Выдача заявителю сертификата соответствия на продукцию.
. Проведение инспекционного контроля.
Субъект - изготовители продукции, исполнители услуг.
Объект-продукция, услуги, процессы.
Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Национальный, региональный, международный уровни.
этапа сертификации системы менеджмента качества:
Предварительная проверка и оценка СМК
Окончательная проверка, оценка и выдача сертификата соответствия.
Требования к СМК установлены в ИСО 9001-2000 (РФ-ГОСТ ИСО9001-2001)
Преимущества: доверие потребителя упрощение выбора прод-ии
Объектив инфа Защита в конкур борьбе уменьш импорта анал прод -ускорение НТП
Международная практика:
Ведущее место принадлежит ИСО, которая имеет комитет по сертификации (сертико).
-создание организации по аккредитации лабораторий стран северной Европы (иорда).
-для реализации правил сертификации, рассмотрения декларации, установления критериев создан специальный орган - Европейская организация по испытаниям и сертификации (еоис).
В н/вр в Европе действует 700 органов по сертификации.
. Подходы к оценке конкурентоспособности. Сущность процесса конкурентного анализа
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
. Профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. М.Портер выделяет пять факторов, которые в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность предприятия:
борьба с существующими конкурентами; угрозы со стороны новых конкурентов;
возможности проведения торгов с поставщиками; возможности потребителей сделать свой выбор и осуществить торги с ними; угрозы со стороны альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов). По Портеру, чтобы добиться конкурентных преимуществ, организации наиболее целесообразно придерживаться трех основных существующих стратегий:
. Стремиться стать производителем с низкими издержками производства, для выпуска продукции с наименьшей себестоимостью в данной отрасли или сфере бизнеса.
. Стремиться к дифференциации изделий и услуг для более полного удовлетворения нужд и запросов потребителей, что в свою очередь предполагает более высокий уровень цен.
. Сфокусировать внимание на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и запросов строго очерченного круга потребителей, либо за счет низкой цены, либо высокого качества.
Добиться конкурентных преимуществ, считает М.Портер, решая одновременно как минимум три задачи :
|