Для того чтобы оценить финансово - экономическую конкурентоспособность фирмы необходимо провести финансовый экономический анализ, то есть анализ, уделяющий внимание финансовым результатам: эффективности использования капитала, увеличению суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению платежеспособности предприятия.
Пользователями анализа финансового состояния могут быть:
· непосредственно работники управления предприятия;
· лица, которые могут непосредственно не работать на предприятии, но имеют прямой финансовый интерес: акционеры, инвесторы, покупатели и продавцы продукции, различные кредиторы;
· лица, имеющие косвенный финансовый интерес: налоговые службы, различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т. д.), органы статистики и др.
Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Информационная база его включает любую информацию предприятия, полезную для принятия управленческих решений.
Финансовый анализ, основывающийся на данных бухгалтерской отчетности, носит характер внешнего анализа, т.е. проводимого за пределами предприятия. Аналитики, проводящие внешний анализ финансового состояния предприятия, не имеют доступа к внутренней информации фирмы и поэтому данный анализ менее детализирован и более формализован.
Основное содержание внешнего финансового анализа составляет:
§ анализ абсолютных показателей прибыли;
§ анализ относительных показателей рентабельности;
§ анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса,
§ платежеспособности предприятия;
§ анализ эффективности использования заемного капитала;
§ рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.
Особенностями внешнего финансового анализа являются:
♦ множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности предприятия;
♦ разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
♦ наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
♦ ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
♦ максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Основная цель этой работы дать ясное представление о сущности влияния финансовых показателей на уровне фирмы и показать, что финансовый анализ основных показателей деятельности компании является одним из основных условий устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период.
Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности, состоит в том, что она должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций (за исключением бюджетных) состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту).
Числовые показатели в бухгалтерской отчетности приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за 1 год.
Анализ финансовых результатов (рентабельности)
Общий финансовый результат отражается в отчетности в развернутом виде и является алгебраической суммой прибыли (убытка) от продаж, продажи иного имущества и результатов от прочей финансовой деятельности, а также прочих внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
· Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период.
· Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений.
· Изучение динамики изменения показателей за ряд отчётных периодов (трендовый анализ).
· Исследование влияния факторов на прибыль. |