Статистика



Оценка уровня конкурентоспособности фирмы по показателям научно-исследовательского и производственного потенциала

Конкуренцию стимулирует рынок инноваций, формирующий научные организации, временные научные коллективы, вузы, научно-исследовательские организации. Основными формами осуществления участия инновационной фирмы в рынке новшеств являются наличие научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР, приобретение лицензий на право производства продукции, покупка ноу-хау, технологий и другой интеллектуальной собственности.

Конкурентные стратегии инновационного предпринимательства

Как и анализ спроса, изучение конкурентов осуществляется в три этапа:

выявление действующих и потенциальных конкурентов;

анализ показателей деятельности и стратегий конкурентов;

выявление их сильных и слабых сторон.

Выбор фирмой стратегии поведения зависит от вида ее предпринимательской деятельности и рыночной конъюнктуры.

Предпринимательская стратегия представляет собой детальный план выхода на рынок с нововведением и обеспечение посредством его долгосрочных конкурентных преимуществ.

П. Друкер выделяет четыре предпринимательских стратегии, названия которых говорят сами за себя:

ворваться первым и нанести массивный удар;

напасть быстро и неожиданно;

найти и захватить экономическую нишу;

изменить экономические характеристики продукта, рынка или отрасли.

Конкурентная стратегия инновационной деятельности зависит от того, на каких этапах НТП оказывается роль тех или иных фирм. Принимая стратегическое решение, нужно ответить на вопросы:

Что и в каком количестве производить?

Для кого и когда производить?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, стратегия фирмы должна выработать правила:

. Исследования условий конкурентного преимущества.

. Распределение имеющихся ресурсов.

. Взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками.

. Формирование эффективной ценовой политики.

. Предотвращение банкротства.

1. Значение социальных факторов трудового процесса в обеспечении конкурентоспособности

Производственная деятельность персонала любой организации в той или иной мере связана с внешней средой, которая может оказывать различное влияние на условия и результаты трудового процесса. Прежде всего, по мере изменений характера труда и роста квалификации работников повышается активность и организованность движений по защите прав участников трудового процесса, формируются общественные организации, усиливается их влияние на содержание законодательных актов, осуществляется повседневная контроль за соблюдением законов о труде.

Социальная среда производственной деятельности характеризуется противоположностью интересов работодателей и наемных работников, а также заинтересованностью населения в рациональном расходовании природных ресурсов, сохранении экологического равновесия и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Особая роль в поддержании экономической активности и общественного согласия принадлежит государству, которое в социальной среде выступает в трех основных ипостасях как работодатель (в бюджетной сфере), законодатель и посредник (арбитр) при разрешении социально-трудовых споров.

Противоположность интересов работодателей и наемных работников может проявляться, прежде всего, в условиях и оплате труда. Постепенно по мере роста зрелости гражданского общества противоречия в социально-трудовых отношениях переводятся в сферу договорных отношений с целью достижения общественного согласия, ограничения произвола администрации.

Необходимость учета и согласованности интересов персонала и представителей бизнеса при формировании государственной политики по регулированию рыночных отношений, в конечном счете, привела к выработке политики социального партнерства.

Важным в этой связи является акцентирование внимания на факторах, оказывающих влияние на персонал организации. Основной целью управления персоналом является эффективное использование персонала для достижения целей и задач организации. Знание факторов, влияющих на персонал, могут быть очень актуальными.

В теории управления персоналом и в теории менеджмента существует ряд классификаций факторов, оказывающих влияние на персонал, построенных на основе различных подходов.

Перейти на страницу: 1 2