Бизнес-планирование заключается в логическом изложении системы документов, убеждающих инвестора в выгодности проекта. При разработке бизнес-плана определяется жизнеспособность проекта и будущая устойчивость предприятия, прогнозируются различные виды рисков, а также определяются перспективы бизнеса через количественные и качественные показатели.
Ключевыми моментами бизнес-планирования являются анализ и оценка следующих аспектов:
возможности, необходимости и объема выпуска продукции
потенциальных потребителей
конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках
определение своего сегмента рынка
расчет показателей коммерческой, региональной и бюджетной эффективности
исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования
Основные стадии процесса бизнес-планирования:
) подготовительная
- формирование перспективной бизнес-идеи, т.е. идеи нового продукта или услуги, а также решение технического, организационного или экономического характера.
Источники бизнес-идей:
отзыв потребителя
продукция или услуги конкурентов
мнение работников предприятия, особенно отделов маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли
публикации федерального правительства с информацией о новых патентах
проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
2) разработка бизнес-плана
- сбор и анализ информации о продукции, рынках, потребителях, конкурентах и посредниках. Анализируется возможности предприятия реализовать выбранную идею потребности в различных видах ресурсов. Производится поиск источников финансирования и оценивается эффективность проекта. Особое значение имеет анализ рисков и выбор путей их снижения.
3) продвижение бизнес-плана
- осуществляется презентация бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Основные положения презентации:
компания, ее продукция или услуги
описание рынка, потребителей, конкурентов
маркетинговая стратегия
первоочередные финансовые задачи
команда осуществления проекта
объемы финансирования направления использования средств
условия и сроки реализации инвестиций
В ходе аудита производится общий анализ бизнес-плана, в результате которого принимается решение об инвестировании или отказе от него.
4) реализация бизнес
-плана - охватывает период от принятия решения об инвестировании и до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. |