Мотив
- это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив имеет персональный характер и зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. Мотив побуждает человека к действию и определяет, что надо сделать и как.
Мотивирование
- процесс воздействия на человека для побуждения на определенные действия. Мотивирование сильно влияет на эффективность управления.
Мотивация
- совокупность как внешних, так и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Мотивация воздействует на деятельность человека, которая характеризуется следующими параметрами:
) усилие, которое затрачивает человек при выполнении работы (в полную силу - вполсилы, легкая работа - тяжелая работа);
) старание (работа может быть безразлична человеку или, наоборот, человек все делает с полной отдачей);
) настойчивость продолжать начатое дело (необходимо поддерживать интерес к работе);
) добросовестность, т.е. подходить к делу ответственно и учитывать все требования работы;
) направленность - стремление человека (выполнение дела ради денег или ради достижения целей организации).
Мотивационный процесс является очень сложным процессом, поскольку требует больших затрат на наблюдения, и носит изменчивый характер. На практике мотивационный процесс не имеет четких разграничений между этапами и носит достаточно условный характер.
Мотивационный процесс
состоит из нескольких этапов, которые последовательно сменяют друг друга.
) появление потребностей
(физические, социальные, психологические);
) поиск путей устранения потребности
, т.е. потребность можно подавить либо не заметить, а можно устранить;
) определение направленности последующих действий
- понять, за счет каких средств, что и как мы можем сделать, оценить конечный результат;
) осуществление действий,
которые должны устранить потребность, т.е. на этом этапе происходит корректировка целей;
) получение вознаграждения
за осуществление действий. На этом этапе происходит либо сохранение, либо ослабление, либо усиление мотивации к действию.
6) устранение потребности -
либо прекращение действий до появления новой потребности, либо поиск новых возможностей для устранения потребности.
Сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практике управления
Мотивация
-это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельность направленность, ориентированную на достижение определённых целей.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающими влияние на мотивацию наиболее известными теориями являются: теория, иерархии потребительская разработка Маслоу; теория приобретённых потребностей Мак Клелланда; теория 2-х факторов Герцберга.
Каждая из теорий имеет определённое принципиальное отличие. Например, в концепции Маслоу
потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идёт сразу вверх.
Макклелланд
вел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимные отношения отдельных групп потребителей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека.
В теории Герцберга
потребности делятся на две группы: мотивирующие и здоровья. Тем самым указывают, что не все потребности постоянно оказывают мотивированное влияние на человека, только те, которые приводят к развитию состояния удовлетворённости.
Характерной особенностью является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.
Две общие характеристики.
1) Данные концепции в очень наглядном виде, чётко и ясно излагают определённый взгляд на мотивацию - взгляд, подтверждённый эмпирическими исследованиями и уже продолжится время использования в практике управления, в наибольшей мере данное утверждение относится к теории Маслоу и Герцберга поэтому чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.
2) Все теории основное внимание уделяют анализу фактов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания анализу процесса мотивации. Данное замечание указывает на основной недостаток этих теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.
|