Статистика



Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления

Мотив

- это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив имеет персональный характер и зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. Мотив побуждает человека к действию и определяет, что надо сделать и как.

Мотивирование

- процесс воздействия на человека для побуждения на определенные действия. Мотивирование сильно влияет на эффективность управления.

Мотивация

- совокупность как внешних, так и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Мотивация воздействует на деятельность человека, которая характеризуется следующими параметрами:

) усилие, которое затрачивает человек при выполнении работы (в полную силу - вполсилы, легкая работа - тяжелая работа);

) старание (работа может быть безразлична человеку или, наоборот, человек все делает с полной отдачей);

) настойчивость продолжать начатое дело (необходимо поддерживать интерес к работе);

) добросовестность, т.е. подходить к делу ответственно и учитывать все требования работы;

) направленность - стремление человека (выполнение дела ради денег или ради достижения целей организации).

Мотивационный процесс является очень сложным процессом, поскольку требует больших затрат на наблюдения, и носит изменчивый характер. На практике мотивационный процесс не имеет четких разграничений между этапами и носит достаточно условный характер.

Мотивационный процесс

состоит из нескольких этапов, которые последовательно сменяют друг друга.

) появление потребностей

(физические, социальные, психологические);

) поиск путей устранения потребности

, т.е. потребность можно подавить либо не заметить, а можно устранить;

) определение направленности последующих действий

- понять, за счет каких средств, что и как мы можем сделать, оценить конечный результат;

) осуществление действий,

которые должны устранить потребность, т.е. на этом этапе происходит корректировка целей;

) получение вознаграждения

за осуществление действий. На этом этапе происходит либо сохранение, либо ослабление, либо усиление мотивации к действию.

6) устранение потребности -

либо прекращение действий до появления новой потребности, либо поиск новых возможностей для устранения потребности.

Сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практике управления

Мотивация

-это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельность направленность, ориентированную на достижение определённых целей.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающими влияние на мотивацию наиболее известными теориями являются: теория, иерархии потребительская разработка Маслоу; теория приобретённых потребностей Мак Клелланда; теория 2-х факторов Герцберга.

Каждая из теорий имеет определённое принципиальное отличие. Например, в концепции Маслоу

потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идёт сразу вверх.

Макклелланд

вел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимные отношения отдельных групп потребителей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека.

В теории Герцберга

потребности делятся на две группы: мотивирующие и здоровья. Тем самым указывают, что не все потребности постоянно оказывают мотивированное влияние на человека, только те, которые приводят к развитию состояния удовлетворённости.

Характерной особенностью является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.

Две общие характеристики.

1) Данные концепции в очень наглядном виде, чётко и ясно излагают определённый взгляд на мотивацию - взгляд, подтверждённый эмпирическими исследованиями и уже продолжится время использования в практике управления, в наибольшей мере данное утверждение относится к теории Маслоу и Герцберга поэтому чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.

2) Все теории основное внимание уделяют анализу фактов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания анализу процесса мотивации. Данное замечание указывает на основной недостаток этих теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.