Система управления - представляет собой совокупность форм объединения людей, осуществляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми ее составными элементами в отдельности.
Системный анализ - это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
Класс сложности СУ определяется различными параметрами. Такими как ассортимент производимых товаров и услуг, количество входящих ресурсов и выходящих показателей готовой продукции, структурные решения, технологические особенности.
Системный анализ деятельности предприятия производится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами: продолжительностью трудоемких работ, связанных с предпроектным обследованием; подбором материала для проведения исследования; выбор метода исследования; обоснованием экономикой, технической и организационной целесообразности; разработкой компьютерных программ.
Конечной целью анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
Цель - ожидаемое конечное состояние чего-либо. Цели организации могут носить глобальный стратегический характер, но в процессе исследования их необходимо разделить по тому или иному признаку. Функциональный признак предполагает наличие финансовых, маркетинговых, производственных усилий целей по использованию персонала, НИОКР. Временной признак делит цели на стратегические (или долгосрочны), среднесрочные, текущие и оперативные (краткосрочные). Многофункциональные цели требуют комплексного подхода в процессе своих исследований.
В соответствии с главной целью надо выполнить следующие исследования системного характера: выявить общие тенденции развития данного предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике; установить особенности функционирования предприятия; выявить условия достижения поставленных целей; определить условия препятствующих достижению цели; осуществить сбор данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления; использовать опыт других предприятий.
В процессе системного анализа находят: роль и место предприятия в отрасли; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственную структуру предприятия; систему управления и ее организационную структуру; особенности взаимодействия его с поставщиками и вышестоящими организациями; формы и методы стимулирования труда.
На втором этапе системного анализа выбираются источники информации, на основе которых в дальнейшем будет проводиться всесторонний комплексный анализ.
Источники информации: внешние (СМИ, поставщики, потребители, консультанты), внутренние (отчеты, доклады, сводки, справки).
На третьем этапе следует провести измерения результатов состояния дел, систематизирующие их по функциональному и временному признаку.
В процессе сбора информации следует принимать во внимание возможность существенных отклонений представленной информации от фактического состояния дел. В этих случаях следует продумать возможность использования дублирующих источников информации, а также привлечение независимых экспертов и консультантов.
-й этап - оценка и анализ собранной на предыдущих этапах информации. На данном этапе необходимо провести аналитическое сравнение фактического состояния дел и нормативной базы в отношении исследуемых целей и задач.
В результате сравнения нормируемого и фактического состояния дел можно выявить сильные и слабые стороны организации, угрозы и возможности. Причем степень их отклонений можно считать существенной в случае значительных расхождений норм и фактов.
|