Планирование деятельности предприятия слагается из двух частей:
) стратегическое планирование;
) планирование маркетинга.
Основой этого вида деятельности является стратегическое планирование, базирующиеся на анализе "хозяйственного портфеля" предприятия.
Если производство включает несколько ассортиментных групп, несколько товаров, марок и рынков, то по каждой из этих позиций разрабатывается отдельный план, т.н. план маркетинга, который включает:
- план производства;
- план выпуска, определяемый жизненным циклом товара;
- план рыночной деятельности, определяемый спросом на продукцию.
Значительный интерес к жизненному циклу товара при составлении плана маркетинга обоснован следующими причинами:
- при переходе на рыночные отношения и возросшем разнообразии ассортимента товаров и их модификаций жизнь товара стала короче;
- развитие конкуренции предопределяет необходимость обновления товаров, а внедрение новой продукции требует растущих инвестиций;
- анализ жизненного цикла товаров позволяет маркетологу предвидеть изменения во вкусах общества.
Таким образом, выпуск и реализация нового продукта подразумевают:
) его модификацию;
) нововведения, которые потребитель считает значимыми.
Как известно, для решения этой проблемы необходимы инвестиции <http://dvsneg.ru/investicii/vidy_investicii.html>, т.е. привлечение инвесторов. Для привлечения инвесторов разрабатывается "бизнес-план" - постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней среде.
Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
И так, концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е) стратегия организационных изменений,
ж) экологическая стратегия. [7, с. 263]
Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый "Стратегический план предприятия" и имеющий обычно следующие разделы:
а) Цели и задачи предприятия
б) Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
в) Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
г) Функциональные стратегии.
д) Наиболее значимые проекты.
е) Описание внешних операций.
Капиталовложения и ресурсное распределение.
а) Планирование неожиданностей.
б) Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
) Объём годовых продаж по группам продуктов,
) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по подразделениям.
) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
) Программа ежегодных капитальных затрат.
) Годовые денежные потоки.
) Баланс на конец последнего года плана.
) Политика поглощений и приобретений. [7, с. 509-512]
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. То есть планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|