Управление - совокупное осуществление функций. Объективная совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней иерархической лестницы и при любых особенностях производства.
Функции управления - конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующей организацией работы.
Все функции управления делятся на общие и конкретные.
Общие функции являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль). Последовательное выполнение данных функций обеспечивает управление любым объектом национальной экономики - как предприятием, так и отраслью.
Конкретные функции - производственные (технические, технологические, организационные), управление НТП, экономические, политические.
Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. В отличие от управления в биологической и технической системах, социальное управление - в первую очередь, управление людьми.
Управление как функция реализуется через выполнение специфических управляющих действий, получивших название функций управления.
Состав первых универсальных функций управления был определен французским ученым А.Файолем. К ним отнесены: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Процесс выполнения основных функций управления называются управленческим процессом. Процесс предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их протяженность во времени и пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов.
Его можно представить как последовательность следующих действий:
) планирование (цели, стратегии, планы, программы),
) организация (организационная структура, порядок взаимодействия, распределение задач),
) мотивация (управление персоналом, стимулы к работе),
) контроль (управленческий и финансовый учет, отчетность, анализ выполнения планов),
) координация (управленческое действие, пронизывающее и связывающее все остальные).
Управленческий процесс можно определить как совокупность циклических действий, связанных с выполнением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений. |