Бизнес-планирование - самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Бизнес-план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Основная цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Основные стадии процесса бизнес-планирования - подготовительная разработка бизнес-плана, продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, стадия реализации бизнес-плана.
Состав разделов бизнес-планов.
Титульный лист, где указывают наименование проекта; место подготовки плана; авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны; имена и адреса учредителей; назначение бизнес-плана и его пользователей.
Оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, т.е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.
История бизнеса организации - раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь оценивается фактическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу.
В разделе бизнес-плана «Характеристика объекта бизнеса организации» представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя.
Анализ бизнес-среды организации - раздел, посвященный исследованию и анализу рынка, конкуренции на нем и т.д. В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных.
План маркетинга - раздел, включающий такие пункты, как цели и стратегии маркетинга; ценообразование; схема распространения товаров; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания клиентов; реклама; формирование общественного мнения о фирме и товарах; бюджет маркетинга; контроллинг маркетинга.
Производственный план - раздел бизнес-плана, готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».
Организационный план - раздел бизнес-плана, посвященный системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела - организационная структура; ключевой управленческий персонал; кадровая политика фирмы; календарный план; план социального развития; правовое обеспечение деятельности фирмы.
Финансовый план - раздел бизнес-плана, рассматривающий вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды.
Оценка и страхование риска.
Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связаны с риском. Вопросы, связанные с рисками, их оценкой, прогнозированием и управлением ими, являются весьма важным, т.к. инвесторы фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.
Бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. |