Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством. И поэтому непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана.
Существуют следующие принципы оценки стратегического плана:
- учитывать фактор времени;
- учет затрат ресурсов и измеримость результатов исполнения плана;
- оценка должна быть рациональной, а не эмоциональной;
- оценка должна быть комплексной и детальной;
- оценка должна проводиться на основе результатов ситуационного и SWOT анализов.
Основные принципы корректировки стратегического плана:
(Так как корректировка - это частичное изменение плана и фактически написание, разработка нового, то принципами корректировки будут принципы составления планов)
- планы должны происходить из корпоративных целей;
- планы должны быть реальными, достижимыми;
- планы должны выражаться в цифрах;
- максимальное внимание в планах должно уделяться реализации возможностей.
Действия:
- сбор информации, анализ ситуации, анализ рынка, конкурентов, ресурсов, финансовые показатели;
- сравнить все показатели с плановыми;
- провести мероприятия по корректировке планов;
- разработать новый скорректированный план организации.
Анализом ситуации и оценкой занимаются рыночные отделы организации (отдел маркетинга, планово-экономический, финансовый). На основе данного анализа высшее руководство организации проводит корректировку настоящего плана, утверждает новый стратегический план и доводит до сотрудников организации.
Документы:
- годовой план организации;
- маркетинговый план. [23]
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.
Стратегическое планирование - это процесс, который должен постоянно поддерживаться, стимулироваться и оцениваться руководством. Оценка стратегии проводиться путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов.
- Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?
- Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
- Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
- Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
- Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
Существуют качественные и количественные критерии, которые используются в процессе оценки. Эти критерии представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Количественные и качественные критерии оценки
Количественные |
Доля рынка Рост объема продаж Дни, потерянные из-за забастовок Уровень затрат и эффективности производства Уровень затрат и эффективности сбыта Текучесть кадров Невыходы на работу |
Удовлетворенность работников Чистая прибыль Курс акций Норма дивидендов Доход в расчете на акцию Прибыль на капитал Выплаты по ценным бумагам |
Качественные |
Способность привлечь высококвалифицированных менеджеров Расширение объема услуг клиентам Углубление знания рынка Снижение количества опасностей Использование возможностей |
Но существует проблема, связанная с определением количественных показателей и оценкой стратегии. Серьезнейшее давление на оценку стратегии оказывает фактор времени. Давление со стороны акционеров, требующих немедленных результатов, оказывает деструктивное воздействие на стратегию и ведет к преобладающему выбору вариантов с малой степенью риска. Одной из причин успеха японского предпринимательства является приверженность долгосрочным Программам. Весьма малое число стратегий дает немедленные результаты.
Следующей проблемой будет точность измерений. Руководители обладают возможностью подправить данные или проценты, чтобы улучшить "внешний вид" результатов работы. Но для того чтобы оценка процесса стратегического планирования имела какой-нибудь эффект, то следует больше внимания уделять стандартизованным критериям.
Перейти на страницу: 1 2 3
|