Маркетинговые исследования - систематический сбор, обработка, отображение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности.
Основные задачи, решаемые маркетинговыми исследованиями:
анализ конкурентной среды;
анализ рыночной конъюнктуры;
обоснование стратегий и программ;
оценка эффективности маркетинговых функций;
выявление мнений и предпочтений потребителей;
поддержка управленческих решений.
Объектами маркетинговых исследований могу выступать:
состояние и тенденции в развитии рынка;
состояние и тенденции в изменении конкурентной среды;
состояние и тенденции в развитии спроса;
возможности фирмы;
угрозы внешней среды.
Направления маркетинговых исследований
) изучение потребителей: Изучение реакции на различные маркетинговые стимулы, покупательского поведения, мотивации и предпочтений. Цель: сегментирование рынка, выбор целевого рынка.
) Изучение рынка: изучение географии и структуры рынка, его потенциала, тенденций развития. Цель: оценка емкости.
) Изучение макросреды: изучение факторов внешней среды, оказывающих наибольшее влияние на фирму (правовых, экономических). Цель: оценка внешних возможностей и угроз.
) Изучение внутренней среды фирмы: изучение слабых и сильных сторон фирмы, товарного портфеля. Цель: формирование товарной номенклатуры.
) Изучение конкурентов: изучение конкурирующих товаров, оценка положения конкурентов на рынке, поиск путей «мирного существования».
) Изучение сбыта: изучение различных приемов продажи, особенностей разных типов посредников. Цель: построение эффективной сбытовой сети.
) Изучение продвижения: изучение восприятия бренна, рекламы и методов стимулирования сбыта. Цель: повышение степени информированности и лояльности к фирме и ее товарам.
) Изучение цен: изучение ценовой эластичности спроса, структуры себестоимости товара, динамики цен на рынке. Цель: оптимизация цен.
) Изучение товара: изучение удовлетворенности потребителей товаром, тестирование товара. Цель: повышение конкурентоспособности. |