Конкурентоспособность товара - это его способность к соответствию в определенный момент времени сложившимся или прогнозируемым требованиям рынка, которая выражается возможностью успешной реализации на рынке при наличии на нем товаров-аналогов.
Основные принципы обеспечения конкурентоспособности материальных товаров:
соответствие свойств товара требованиям потребителей;
меньшая совокупная цена, включающая цену приобретения и эксплуатационные расходы, чем у товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;
наличие быстрого, надежного и качественного сервисного обслуживания.
Определяющей для конкурентоспособности объективной характеристикой выступает качество продукции.
Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество как «степень соответствия характеристик продукции, процесса или системы существующим или предполагаемым потребностям».
Качество представляет собой степень соответствия присутствующих характеристик требованиям. Под характеристиками понимают отличительные свойства; под требованиями - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя и служат для оценки соответствия продукции ее назначению и, следовательно, очерчивают границу качества: функциональность, удобство, экономичность, эстетичность, безопасность, престижность.
Процесс создания качества продукции:
этап: осознание потребности.
этап: интерпретация потребности; выяснение требований к качеству.
этап: воплощение требований к качеству в образце продукции.
этап: реализация требований к качеству в выпускаемой продукции.
этап: реализация требований к качеству в товаре.
этап: удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем). |