Концепция жизненного цикла товара была предложена Теодором Левитом в 1965 г. Концепция ЖЦТ описывает поведение товара с момента первоначального появления на рынке до полного прекращения реализации на данном рынке.
Концепция ЖЦТ применяется в отношении:
вида товара (например, персональный компьютер);
типа товара (например, ноутбук);
марки (например, ноутбук фирмы acer).
Объем продаж, прибыль
Графически ЖЦТ может быть представлен кривой, выражающей зависимость объема продаж товара от времени.
Время
Прибыль
Выход на рынок
Рост
Зрелость
Спад
Классическая кривая ЖЦТ
ЖЦТ содержит несколько этапов, в классическом случае - четыре: внедрение, рост, зрелость, спад.
Задачи маркетинга на стадии:
Выхода на рынок: формирование адекватной сбытовой сети; активное информирование потенциальных потребителей о достоинствах нового товара; выработка вариантов возможного поведения конкурентов в ответ на появление на рынке нового товара; обеспечение адаптации нового товара на рынке.
Роста: установка оптимально высокой цены; обеспечение эффективности рекламы товара именно своей фирмы; создание широкой сбытовой сети для массовой продажи товара.
Зрелости: удержание потребителей; защита рыночной доли путем дифференциации товара и цен; изыскание путей продления ЖЦТ.
Многие ученые придерживаются мнения, согласно которому в ЖЦТ необходимо включать и стадию разработки товара, носящую с точки зрения рынка латентный характер. На этой стадии производится изучение потребности и оценка характеристик рынка.
Продолжительность стадий цикла и их соотношение неодинаковы у различных товаров: стадии могут длиться несколько дней, недель, лет и даже столетий. Различаются и формы кривой ЖЦТ, которые определяются не только характером товара, но и динамикой рынка.
Концепция ЖЦТ служит повышению эффективности деятельности предприятия-товаропроизводителя. Для этого необходимо курировать товар на протяжении всего ЖЦ, учитывая проблемы и возможности, характерные для каждой стадии. |