Менеджмент - это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Социальная сфера - это вид деятельности, предметом которой является человек и его потребности.
Включает в себя виды, формы и функции социальной деятельности, целью которых являются:
охрана жизни и здоровья людей
обеспечение и поддержание их жилищных условий на достаточном уровне
предоставление равных возможностей для получения образования, реализации своих знаний
обеспечение справедливых условий и оплаты труда
обеспечение неунизительной старости за счет пенсионных выплат и предоставления социальных гарантий, товаров и услуг
привлечение внимания к современным средствам социокультурного развития.
Менеджмент обеспечивает эффективное управление организациями социальной сферы, целью которых является обеспечение всех групп населения разного рода социальными услугами и благами.
Особенностью является квалификационная структура занятого персонала. Доля работников, имеющих высшее и среднее образование, составляет более трети от всех работников, что в несколько раз выше аналогичного показателя в других отраслях. Помимо этого, данная отрасль имеет свои особенности и в полновозрастной структуре: в ней превалируют в первую очередь женщины предпенсионного возраста. В то же время социальная сфера нуждается в молодых специалистах.
Главное внимание уделяется накоплению средств с применением страховых принципов.
Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого уровня. Применение этого метода может не оказывать влияния весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом.
Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:
) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных отношений между руководителем и подчиненными;
) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятии в целом.
Управление социально-трудовыми отношениями - важнейший элемент управления социальной сферой. Охватывающий решение социально-экономических и духовно-нравственных проблем продуктивной продуктивной занятости и защиты от безработицы, справедливой оплаты труда и формирования доходов тех, кто работает, совершенствования форм социального партнерства, гуманизации труда, профессиональной подготовки и повышения квалификации, стимулирования трудовой деятельности непосредственно в организациях, воспитания уважительного отношения к труду и коллегам по совместной работе. Субъектами социально-трудовых отношений наряду с органами государственной власти и местного самоуправления выступают ассоциации предпринимателей и другие объединения работодателей, профессиональные союзы и объединения наемных работников, общественные организации и движения.
Государственное управление трудовыми ресурсами - целенаправленная деятельность государственных органов всех ветвей власти и всех уровней управления (федерального, республиканского и местного). Для управления трудовыми ресурсами в РФ сформирована система органа государственной власти и управления, в которую входят министерства и ведомства (Мин.Труда и социального развития, государственная инспекция труда, служба труда и занятости). Основные задачи этой системы - выработка, обоснование, принятие и реализация политики и рекомендаций в области управления трудовыми ресурсами, социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы планирования трудовых ресурсов; набора, подбора и оценки кадров; оплаты и мотивации труда; обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; регулирования занятости и миграции населения, организации и условий труда, проведения научных исследований и т.д. |