Статистика



Сущность понятия «консьюмеризм»: специфика консьюмеризма в России

Консьюмеризм - организованное движение граждан и/или государственных организаций за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров; движение за расширение прав потребителей, покупателей, создание обществ потребителей; организованное движение защиты интересов и прав потребителей, связанное с обеспечением физической безопасности потребителей, защитой их экономических интересов, борьбой с выпуском некачественной продукции.

С К. тесно связано альтернативное движение (общественное движение, стремящееся найти решения глобальных проблем).

Среди традиционных прав продавца:

право предлагать товар любого типа, размера и внешнего оформления при условии, что он не несет угрозы здоровью и безопасности, а если несет, то предлагать его с надлежащим предостережением и надлежащими мерами контроля;

право назначать на товар цену любого уровня при условии недопущения дискриминации среди сходных м/у собой категорий покупателей;

право расходовать любую сумму средств на продвижение товара при условии, что эти действия не попадают под определение недобросовестной конкуренции;

право использовать любое рекламное обращение о товаре при условии, что по своей сути и исполнению оно не является вводящим в заблуждение или обманным;

право предлагать любые программы стимулирования покупок.

Традиционные права покупателя:

право не покупать предлагаемый товар;

право рассчитывать, что товар безопасен в обращении;

право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца.

При сравнении этих перечней прав многие приходят к выводу, что власть в основном сосредоточена в руках продавца. Покупатель может отказаться от приобретения товара, но он не располагает достаточной информацией, недостаточно образован и защищен, чтобы иметь возможность принять разумное обоснованное решение, имея дело с искушенными продавцами. Поэтому ему предоставляются дополнительные следующие права:

право на исчерпывающую информацию о наиболее важных аспектах товара;

право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов;

право оказывать влияние на товары и маркетинговые приемы в сторону увеличения их вклада в повышение качества жизни.

У потребителей есть не только права, но и обязанности защищать самих себя, не перепоручая это никому др. Потребитель, который считает, что с ним обошлись недобросовестно, может восстановить справедливость.

В России общественные организации возникли в 1998 г. в Санкт-Петербурге, Москве, Ростове, Екатеринбурге и других городах. К сожалению, потребительские организации лишены правительственной поддержки и существуют только на собственные средства, оказывая юридические услуги и проводя занятия по основам потребительских знаний в школах и на специальных курсах. Функции российских потребительских обществ крайне ограничены и сводятся, в основном, к решению сугубо технических задач: рассмотрение жалоб, удовлетворение исков потребителей во внесудебном и судебном порядке, наложение штрафов.