Стратегическое планирование является эффективным средством своевременной реакции предприятия на изменение внешней среды и его внутренних возможностей. Оно используется с одной целью: повысить эффективность работы, то есть обеспечить ясное понимание целей и задач всеми сотрудниками предприятия, научить их оптимально использовать ресурсы, учитывать реальные возможности, гибко реагировать на изменения в окружающей обстановке. Наличие сбалансированной системы стратегического планирования является важнейшим фактором инвестиционной привлекательности предприятия.
Стратегия предприятия - это комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели.
Цель предприятия - состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.
Но стратегию необходимо рассматривать с разных сторон:
стратегия - это средство достижения конечного результата;
стратегия объединяет все части организации в единое целое;
стратегия охватывает все основные аспекты организации;
стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации;
стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации: что представляет собой бизнес сегодня? Каким должен стать наш бизнес завтра? Каковы наши товары, функции, рынки? Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?;
стратегия - это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий для ее развития;
стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды [16, С.14].
Основными элементами стратегии являются:
система целей, включающая миссию, а также общеорганизационные и специфические цели. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее: какой вид деятельности выбирает предприятие? какие отличительные особенности этой деятельности? на каких потребителей она рассчитана? какими ценностными ориентирами будет руководствоваться предприятие в своей деятельности?;
политика, содержанием которой является совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей;
планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, направленной на решение задачи распределения ресурсов [16, С.15].
Схема трех уровней стратегического решения представлена на рис.1.1.
Рис.1.1 Уровни стратегических решений
Корпоративная стратегия -
первый уровень. Она определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация?
Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входят: определение назначения, миссии и целей организации; выявление ключевых областей деятельности; выделение ресурсов для каждого вида деятельности; формулирование стратегий, которые охватывают корпоративную деятельность.
Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом [16, С.27].
Стратегия предприятия -
второй уровень, часто характеризуется как конкурентная или деловая стратегия. Фундаментальным здесь является вопрос: как и с кем конкурировать на конкретном рынке?
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|