Статистика



Понятие, виды и факторы, формирующие стратегию

Стратегическое планирование является эффективным средством своевременной реакции предприятия на изменение внешней среды и его внутренних возможностей. Оно используется с одной целью: повысить эффективность работы, то есть обеспечить ясное понимание целей и задач всеми сотрудниками предприятия, научить их оптимально использовать ресурсы, учитывать реальные возможности, гибко реагировать на изменения в окружающей обстановке. Наличие сбалансированной системы стратегического планирования является важнейшим фактором инвестиционной привлекательности предприятия.

Стратегия предприятия - это комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которого планируется достижение цели.

Цель предприятия - состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.

Но стратегию необходимо рассматривать с разных сторон:

стратегия - это средство достижения конечного результата;

стратегия объединяет все части организации в единое целое;

стратегия охватывает все основные аспекты организации;

стратегия обеспечивает совместимость всех частей планов организации;

стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации: что представляет собой бизнес сегодня? Каким должен стать наш бизнес завтра? Каковы наши товары, функции, рынки? Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей?;

стратегия - это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий для ее развития;

стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды [16, С.14].

Основными элементами стратегии являются:

система целей, включающая миссию, а также общеорганизационные и специфические цели. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее: какой вид деятельности выбирает предприятие? какие отличительные особенности этой деятельности? на каких потребителей она рассчитана? какими ценностными ориентирами будет руководствоваться предприятие в своей деятельности?;

политика, содержанием которой является совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей;

планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, направленной на решение задачи распределения ресурсов [16, С.15].

Схема трех уровней стратегического решения представлена на рис.1.1.

Рис.1.1 Уровни стратегических решений

Корпоративная стратегия -

первый уровень. Она определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация?

Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входят: определение назначения, миссии и целей организации; выявление ключевых областей деятельности; выделение ресурсов для каждого вида деятельности; формулирование стратегий, которые охватывают корпоративную деятельность.

Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом [16, С.27].

Стратегия предприятия -

второй уровень, часто характеризуется как конкурентная или деловая стратегия. Фундаментальным здесь является вопрос: как и с кем конкурировать на конкретном рынке?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5