Становление рыночных отношений в России определило развитие, нового научно-практического направления - логистики, подходы которого ранее успешно применялись за рубежом, так как обеспечивали эффективное управление материальными и сопутствующими им потоками. Потребность внедрения логистического подхода в деятельность российских предприятий связана с необходимостью интеграции страны в мировое сообщество.
Анализ воздействия факторов внешней среды на логистику помогает понять ее место в решении проблем предприятия. Системный подход позволяет рассматривать предприятие как открытую систему, связанную с внешней средой. К числу факторов внешней среды относят политические, правовые, экономические, технические и технологические, социальные и экологические. Логистический подход позволяет смягчить влияние факторов внешнего окружения путем разработки способов и инструментов воздействия на более аморфные из них.
Кроме того, применение инструментов логистического воздействия в процессах внутри предприятия позволяет создавать оптимальные условия для функционирования микросреды. В этой связи специалисты по логистике выделяют такие функциональные сферы управления как: производство, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы.
В процессе выхода предприятия на новые территориальные рынки сбыта возникают проблемы взаимодействия сред. Логистический подход к деятельности предприятия во внешней среде способен нивелировать воздействие негативных факторов. Поэтому в настоящий момент наиболее актуальной является проблема разработки логистической стратегии как инструмента, оптимизирующего взаимодействие факторов внешней и внутренней сред предприятия.
Учитывая специфику разработки логистических стратегий в сфере распределения продукта, необходимо рассмотреть понятие «новый рынок сбыта». В отечественной и зарубежной экономической литературе определения данного понятия неоднозначны. Во-первых, новый рынок рассматривают как вновь созданную систему хозяйствования, имеющую собственные инфраструктурные компоненты и специфику производства распределения и потребления материальных благ. Во-вторых, новый рынок сбыта с позиций стратегического менеджмента может быть рассмотрен как новый географический объект, ранее не освоенный производителем в качестве территории продаж. В-третьих, с позиций маркетинга понятие «новый рынок сбыта» подразумевает расширение состава потребительских сегментов или изменение структуры сегментирования потребителей. И, наконец, в четвертых, новый рынок - это территория новых конкурентных взаимоотношений. Автор полагает, что новый рынок сбыта - это территория продаж, ранее не освоенная производителем товара, имеющая специфическую структуру потребления, распределения и конкурентного позиционирования.
Сравнивая особенности стратегического и оперативного управления в логистике с целью создания логистической стратегии, необходимо выделить их отличительные черты.
Во-первых, это дифференциация миссий двух подходов. При оперативном управлении предназначение логистики видится в оптимизации ресурсного потока с целью снижения издержек предприятия. При стратегическом управлении логистика должна разработать инструменты, направленные на выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением. |