Статистика



Государственная служба - бюрократия или менеджмент

Так все таки, как правильно определить, где в государственной службе кончается бюрократия и начинается менеджмент. Ведь большинство перечисленных выше приемов и методов, используемых в государственной службе можно легко назвать как тем, так и другим. Поэтому мы постараемся провести как можно более четкую границу между этими понятиями.

На сегодняшний день существует множество мнений, чем же в конечном итоге отличается менеджмент от бюрократии. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Понятие «менеджмент» до сих пор трактуется неоднозначно. В одних случаях менеджмент рассматривается только как инструмент рыночной экономики по производству и реализации продукции в целях получения прибыли. В других как набор манипуляционных технологий, то есть умение добиваться поставленных целей.

По мнению М. Халикова, менеджмент - это современный этап социального управления, которое в свою очередь, является одним из самых сложных видов, ибо предполагает управление социальными объектами (людьми, организациями и .т.п.) в системе «человек-человек». Не следует отождествлять социальное управление и управление в социальной сфере, то есть управление социальными организациями (некоммерческими, общественными и т.п.) организациями.

Менеджмент отличает наличие партнерских отношений между объектом и субъектом управления, где каждая сторона добровольно и на взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом. Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к личности, а не как к элементу, «винтику» организации. Такое было невозможно в прежних управленческих (административно-командных) системах, где царила личная, а иногда просто рабская зависимость подчиненных от руководителей.

Как известно, первоначально менеджмент возник в сфере производства и коммерции. Здесь философия и технологии менеджмента развивались наиболее интенсивно и плодотворно прежде всего благодаря конкурентной среде, обеспечивающей естественный отбор самых эффективных подходов к управлению организациями, более четким и однозначным критериям оценки качества управленческой деятельности. Однако сегодня новый тип управленческих отношений и, соответственно, новые технологии управления распространяются во всех сферах, в том числе в социальной, военной, педагогической, муниципальной, государственной и др. Следовательно, современное государственное управление постепенно трансформируется как разновидность менеджмента, то есть как государственный менеджмент.

Государственный менеджмент отличается от классической системы государственного управления следующими особенностями:

- новым типом, иными принципами управленческих отношений:

- использованием современных технологий управления:

научностью, прагматизмом, ориентацией на эффективность управления:

профессионально подготовленным аппаратом.

Специфика государственного менеджмента проявляется в наличии:

- условий и содержания управленческой деятельности:

- особых методов управления (принуждение):

целей государственного управления;

собственных критериев оценки эффективности.

Государственно-управленческие отношения можно рассматривать не только во внешнем аспекте, в системе «государственные органы - объекты государственного управления», но и как систему внутренних субординационных связей во властных структурах. Такой «внутренней субординацией связей во властных структурах» выступает бюрократия.

Прежде всего, давайте рассмотрим основные различия между менеджментом и бюрократией в государственной службе по ряду критериев:

Фокусирование внимания в процесс деятельности происходит на:

Бюрократия - на нуждах и перспективах развития учреждения, что отвечает законам выживания учреждения в структуре государственного аппарата, но противоречит интересам тех, для кого собственно этот аппарат существует;

Менеджмент - первично направление внимания на нужды и рост потребителя, как залога дальнейшего потребления услуг, а в случае государственной службы - укрепление позиций власти при общем довольстве населения.

По типу внутренней структуры и отношений в учреждении:

Бюрократия - иерархическая структура с четким распределением обязанностей и ответственности. Жесткая «пирамидальная» структура. Плюсы и минусы подобной системы подробно рассматривались на примере Главного управления во 2 главе.

Менеджмент - сетевая модель организации с преобладанием отношений доверия и взаимодополняемости. Организация действует как одна команда. Как мы с вами установили во 2 главе, органы власти постепенно перенимают этот опыт в целях проведения оптимизации и сокращения штата чиновников. Однако пока ожидаемого результата это не приносит, скорее наоборот, заставляя государственных служащих выполнять большее количество разноплановой работы за те же деньги и то же время работодатели часто сталкиваются лишь с увеличением количества простоев и не рассмотрением обращений граждан в установленные законом сроки. Да и до команды любому государственному учреждению далеко, единственное исключение, пожалуй, составляют те учреждения, где имеется военная служба, которая традиционно сохраняет командный дух.

Перейти на страницу: 1 2