Главные кардинальные изменения, которые коснутся бюджетных учреждений здравоохранения в 2012 году это изменение их типа, что повлечет за собой смену стиля управления и мышления руководителя.
Закон № 83-ФЗ нормативно закрепляет существование трех типов учреждений: бюджетных, автономных и казенных. При этом предусматривает изменения правового положения большинства существующих государственных и муниципальных учреждений. В связи с этим перед всеми органами государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся государственные (муниципальные) учреждения, встает ряд вопросов:
· чем отличаются новые учреждения (бюджетные, казенные, автономные) от ныне действующих;
· какие меры и насколько оперативно следует предпринять в связи с принятием данного закона;
· как правильно распределить существующие учреждения между типами;
· какие правовые акты следует принять в субъектах РФ и муниципальных образованиях для того, чтобы выполнить нормы Закона № 83-ФЗ;
· как грамотно организовать взаимодействие с бюджетными и автономными учреждениями в условиях минимизации предварительного контроля за расходованием ими бюджетных средств и т. д.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо особенно внимательно изучить некоторые наиболее существенные положения российского законодательства, а именно:
· новую редакцию Федерального закона «О некоммерческих организациях», который теперь распространяется на бюджетные и казенные учреждения, а частично и на автономные;
· новую редакцию Бюджетного кодекса;
· новую редакцию Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ);
· для органов местного самоуправления - новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
· статьи 30, 31 и 33 Закона № 83-ФЗ.
Найди отличия
Итак, вопрос первый: чем отличаются автономные, казенные и бюджетные учреждения нового типа от существующих учреждений (см. табл. 1)
Таблица 1. Сравнение казенных, бюджетных и автономных учреждений
Позиции для сравнения |
Казенные учреждения |
Бюджетные учреждения |
Автономные учреждения |
Состав закрепляемого имущества |
Недвижимое, движимое |
Недвижимое, движимое, особо ценное движимое |
Пределы ответственности учреждения |
Отвечает по своим обязательствам денежными средствами |
Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества |
Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества |
Ответственность собственника |
Субсидиарная (в случае недостаточности у учреждения денежных средств по обязательствам учреждения отвечает собственник) |
Собственник не несет ответственности по обязательствам учреждения |
Применение Закона № 94-ФЗ |
Применяется |
Не применяется |
Документы о планах деятельности |
Смета, государственное задание |
План финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание |
Источники финансирования |
Сметное финансирование из бюджета |
Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), субсидии на иные цели, средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходы от оказания платных услуг |
Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем, доходы от оказания платных услуг |
Объемы бюджетного финансирования |
Объем финансового обеспечения задания не зависит от типа учреждения (ст. 20 Закона № 174-ФЗ) |
Счета по учету средств бюджета и доходов от предпринимательской деятельности |
Лицевые счета в казначействе |
Счет в кредитной организации или лицевые счета в казначействе |
Контроль |
Предварительный, текущий, последующий |
Предварительный и текущий в части субсидий на иные цели и исполнения публичных обязательств, последующий |
Последующий |
Независимый аудит |
Не проводится |
Проводится ежегодно |
Органы управления |
Руководитель |
Руководитель, коллегиальные органы (худсовет и т. д.) |
Руководитель, наблюдательный совет, коллегиальные органы |
Учет |
Бюджетный учет |
Бюджетный учет по кодам КОСГУ |
Бухгалтерский учет |
Отчетность |
Бюджетная отчетность, статистическая отчетность |
Бюджетная отчетность, статистическая отчетность |
Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность | |
Отчет о деятельности и об использовании имущества |
Банкротство |
Невозможно |
Последствия ликвидации |
В случае недостаточности денежных средств учреждения собственник исполняет обязательства перед кредиторами |
Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает |
Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает |
|