Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Данное определение неполно и в известной мере односторонне. Его главная задача подчеркнуть родовую общность международного и странового менеджмента как тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделить его главную видовую особенность - использование в поиске и реализации преимуществ всех тех возможностей, которые открываются в рамках стран и их взаимодействия (таблица 1).
Таблица 1. Сравнение менеджмента разных уровней
Страновый бизнес |
Международный бизнес |
Национальная модель управления |
Международный менеджмент |
1. Цель - извлечение прибыли посредством использования конкурентных преимуществ в системе «НИОKР - производство - продажи - сервис» в условиях данной страны и ее рынков. |
1. Цель - извлечение прибыли посредством использования (в интересах получения конкурентных преимуществ) возможностей разных стран и регионов и работы на рынках различных стран и регионов. |
1. Формирование, удержание и развитие конкурентных преимуществ в системе «НИОKР - производство - продажи - сервис» в условиях данной страны. |
1. Формирование, удержание и развитие конкурентных преимуществ в системе «НИОKР - производство - продажи - сервис» на основе использования возможностей разных стран и международного взаимодействия. |
Отличие международного менеджмента - широта возможностей - не является принципиальным. |
2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей внутри страны. |
2. Средства: расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, использование законодательных, политических и социальных возможностей в ряде стран, а также с использованием межгосударственного взаимодействия. |
2. Поиск средств развития бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества фирмы внутри страны. |
2. Поиск средств развития бизнеса и превращение их в конкурентные преимущества фирмы в ряде стран и в контексте межгосударственных взаимоотношений. |
Не наблюдается принципиальных отличий |
3. Объем, рост и сложность бизнеса варьируется в зависимости от охвата им разных этапов системы «НИОKР - производство - продажи - сервис» и от диверсификации бизнеса внутри страны. |
3. Объем, рост и сложность международного бизнеса варьируется в зависимости от· числа стран пребывания;· глубины вовлечения каждой страны в систему «НИОKР - производство - продажи - сервис» фирмы. |
3. Менеджмент вырабатывает стратегию роста и развития фирмы внутри страны. |
3. Менеджмент вырабатывает стратегию роста и развития с «вовлечением» многих стран. |
Не наблюдается принципиальных отличий |
4. Бизнес работает во внутристрановой (мононациональной) культурной среде, и национальная культурная составляющая не играет роли в бизнесе. |
4. Международный бизнес работает в разных культурных средах, и его эффективность в большей или меньшей мере зависит от национальной культурной составляющей. |
4. Страновый менеджмент не учитывает культурную среду, поскольку объект управления изначально адаптирован к ней. |
4. Международный менеджмент черпает в учете культурного фактора значительные возможности получения и развития конкурентного преимущества. |
Принципиальное отличие международного менеджмента - возможность эффективного использования «культурного фактора» практически в любой сфере управления. Реальные уровни конкурентного преимущества такого рода зависят от степени различий культур стран базирования и стран пребывания |
5. Бизнес имеет возможность использовать все |
5. Международный бизнес имеет возможность |
5. Менеджмент ищет и использует |
5. Международный менеджмент ищет и использует |
лучшее внутри страны: ограничение возможностей возможностями страны. |
использовать мировую глобализацию: не ограниченные страновыми границами возможности. |
конкурентные преимущества в рамках страны и ограничен ее уровнем развития. |
конкурентные преимущества через глобализацию («всемирный бизнес - сервис») |
Принципиально важен тот факт, что бизнесменеджмент, став международным, преодолевает ограничения уровня развития страны |
6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний. |
6. Бизнес как система, ориентированная на извлечение прибыли из использования знаний. |
6. Управление бизнесом как система управления знаниями. |
6. Управление бизнесом как система управления знаниями в международном масштабе. |
Не наблюдается принципиальных отличий |
| | | | | | |