Построить новую систему нематериального мотивирования гораздо сложнее, потому что методы, применяемые в рамках последней, не такие явные и более персонифицированы.
Первым и необходимым действием, направленным на стабилизацию персонала, является открытое информирование сотрудников о текущем положении дел в компании и планируемых антикризисных мерах. В ситуации кризиса люди как никогда нуждаются в определенности и уверенности в том, что руководство имеет план действий. Даже если при этом придется озвучить «непопулярные меры», это гораздо лучше, чем неизвестность. Важно разъяснить, почему эти меры приняты, и каковы дальнейшие перспективы компании. Оптимально, когда эта информация исходит от первого лица предприятия. Формы подачи подобной информации могут различаться в зависимости от величины компании. Если фирма небольшая, то целесообразным будет личное обращение руководителя к сотрудникам в ходе общего собрания. В больших компаниях используются письменные обращения. Важно, объяснить сотрудникам текущую ситуацию, обозначить, какие антикризисные меры планируется предпринять, а также перечислить ожидания руководства от сотрудников в связи со сложившейся ситуацией. Успех главным образом зависит от таланта руководителя.
Примерный перечень нематериальной мотивации персонала выглядит так:
) Устная благодарность.
) Дополнительное обучение за счет работодателя для повышения квалификации.
) Звание «лучший работник месяца».
) Помещение различных записей о достижениях работника в его личный файл.
) Сертификаты на обед, на покупки в магазинах, на различные услуги.
) Предоставление больших полномочий.
) Выбор графика рабочего времени.
) Предоставление специального места для парковки автомобиля.
) Помещение фотографии в корпоративной газете с публикацией о работнике и его достижениях.
) Коллективные вознаграждения.
) Фотографии на доске почёта с именами тех, кто постоянно выполняет поставленные цели.
) Приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха.
) Установление специальных мест для помещения информации, писем, фотографий и т. д., благодарящих работников и показывающих их достижения.
) Приоритеты в получении нового оборудования и инструментов.
) Карьерный рост.
) Делегирование полномочий во время вашего отсутствия.
) Вознаграждения за длительность работы в компании.
) Победители конкурсов внутри компании.
) Подарки сотрудникам исходя из личных интересов.
Выбор методов нематериальной мотивации остается за руководителем. Построение системы мотивации персонала это достаточно трудоемкий процесс, однако при грамотном подходе результаты не заставят себя ждать. Нельзя останавливаться на достигнутом, надо постоянно развивать и совершенствовать построенную систему. Только такой подход постоянного развития способен обеспечить жизнеспособность системе мотивации на предприятии.
Пока не пройдет ситуация нестабильности, общение руководителя с сотрудниками должно носить регулярный характер: еженедельно или ежемесячно. Это могут быть отчетные совещания, письма от руководства, отчеты по результатам деятельности компании за период (на основе отчетов сотрудников). Делать это не сложно, при условии, что в компании существует система отчетности. Регулярное информирование коллектива о том, что антикризисные меры и совместная работа приносят результат, мотивирует людей на преодоление сложностей.
|