Первоначально, когда фирмы переходили с существующих ручных или компьютеризованных систем на MRP-систему, они пытались реализовать следующие ее преимущества:
· возможность устанавливать конкурентоспособные цены;
· снижение продажной цены товара;
· сокращение запасов;
· повышение качества обслуживания потребителей;
· своевременное реагирование на потребности рынка;
· возможность вносить изменения в основной план;
· сокращение затрат на пуско-наладочные работы;
· сокращение времени простоев.
Кроме того, в дополнение к этому MRP-система выполняет следующее:
· выдает упреждающие сообщения, что позволяет менеджерам увидеть запланированный график еще до того, как начнется фактическое размещение заказов;
· информирует, когда следует задержать, а когда, наоборот, ускорить поставку;
· откладывает или отменяет заказы;
· вносит изменения в объемы заказов;
· переносит (в ту или другую сторону) даты исполнения заказов;
· помогает планировать загрузку производственных мощностей.
В результате перехода к MRP-системам многим фирмам удавалось почти на 40% сократить свои капиталовложения в запасы.
MRP хорошо проработано с технической точки зрения, и реализация конкретной MRP-системы не должна вызывать серьезных вопросов. Тем не менее, с MRP-системами возникает немало проблем, а попытки инсталляции заканчиваются неудачей. Это определяется организационными и поведенческими факторами, связанными тремя причинами: недостаточная заинтересованность высшего руководства, игнорирование того факта, что MRP - всего лишь компьютерная программа, которой еще предстоит научиться правильно пользоваться, а также совместимость MRP с JIT.
Недостаточная заинтересованность высшего руководства частично объясняется имиджем MRP. Многими MRP воспринимается как производственная система, а не как бизнес-план. Однако MRP-система используется для планирования ресурсов и разработки календарных планов, а хорошо функционирующий календарный план способствует эффективному использованию активов фирмы, повышая прибыль.
Вторая причина проблем с MRP заключается в поведении энтузиастов MRP-систем, которые явно перегибают палку в пропаганде их достоинств. MRP представляют как самодостаточную, автономную систему управления деятельностью фирмы, хотя на самом деле MRP - лишь часть общей системы. Третья проблема, заключается в увязке MRP и JIT.
Кроме этого, обращение с MRP-системой требует повышенной точности и внимания за счет: изменения стиля работы фирмы и модернизации файлов [9].
|