Стратегия организации состоит из действий, предпринимаемых руководством для достижения поставленных целей, и деловых подходов, используемых при этом.
Формирование стратегических программ развития предприятия должно осуществляться с соблюдением целого ряда принципов:
) Принцип адаптивности (обусловленности) программ прогнозным тенденциям динамики внешней ситуации, т.к. изменение внешней ситуации объективно предопределяют возможные направления развития.
) Принцип преемственности этапов динамики организационных целей, т.е. разработка цели каждого последующего этапа объективно должно базироваться на ретроспективном анализе историко-генетических корней развития предприятия и на целях предыдущего этапа "жизненного цикла".
) Принцип "обратной перспективы", заключающийся в поэтапной декомпозиции цели.
) Принцип системой взаимоувязки всех программ во времени и в пространстве по параметрам показателей основных элементов, и по стадиям
этих элементов.
) Принцип итеративности расчетов программ. Методология формирование программ основана на принципах итеративных расчетов, то есть на многократных расчетах методом последовательного приближения к нужному результату. Если после первого прорасчета программы получаем неудовлетворительный результат в стратегической программе финансового обеспечения, то производится последовательная корректировка, перерасчет всех составляющих программ, пока не будет получен приемлемый вариант программы.
) Принцип вариантности расчетов программ, когда каждый вариант стратегической программы представляет собой лишь одно из возможных направлений достижения цели.
) Принцип "мягкости" результатов программ, основанный на использовании интервальных исходных данных вследствие их вероятного характера и недетерминированности и соответствующих результатов (расчетных параметров показателей) программ, относящихся к области возможных допустимых значений.
) Принцип единого критерия эффективности и единой методики расчетов при социально экономической оценке вариантов программ.
) Принцип системной оптимизации, то есть выбор наилучшего варианта с точки зрения системного критерия эффективности.
Разработка стратегии поднимает главную управленческую проблему: как достигнуть необходимых результатов с учетом положения организации и ее перспектив [5, С.140].
Процесс разработки стратегий включает в себя следующие этапы:
предварительное формулирование целей;
анализ потенциала предприятия;
поиск и оценка рыночных возможностей;
прогноз (исследование тенденций);
детальная разработка стратегий;
внедрение стратегий [5, С.141].
. Цели. Существенными на данном этапе будут следующие характеристики целей:
конфликтность целей: связь между целями такова, что достижение одной цели затрудняет достижение другой. Конфликтной парой является, например, достижение максимальной прибыли "сегодня" и достижение максимальной доли рынка "завтра".
комплиментарность: достижение одной цели облегчает достижение другой. Например, превращение предприятия в "фирму качества" способствует достижению максимальной доли рынка.
индифферентность: цели не оказывают влияния друг на друга. Например, цель "фирма качества" и цель "предприятие широкого ассортимента".
иерархия целей: подчинение одних целей другим. Например, цель "определенная доля рынка" подчинена цели "определенная рентабельность предприятия" [5, С.142].
Достижение конфликтных целей в рамках одного предприятия, как правило, невозможно. При обнаружении таких ситуаций цели необходимо переформулировать. Или может быть применен специальный прием: разделение предприятия, при котором материнская структура достигает одних целей (например, превращается в "фирму качества" и обеспечивает "завтра" значительную долю рынка), а дочерняя - других (например, получает максимальную прибыль, поставляя на испытывающий временный дефицит рынок, второсортный товар).
Для комплиментарных и индифферентных целей необходимо определить иерархию или приоритет. Существующие ресурсы предприятия и рынок не всегда позволяют достичь всех заявленных целей предприятия. Стратегия должна предусматривать достижение наиболее важных.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|