Гомельское районное потребительское общество (далее- райпо), было создано в 1995г. на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Основными целями Гомельского райпо являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей его членов (см. приложение А).
Предметом деятельности райпо являются: организация оптовой и розничной торговли, общественного питания; производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья; оказание платных услуг населению.
Исполнительным органом райпо является правление, которое подотчетно Собранию.
Контроль за соблюдением устава райпо, его деятельностью, а так же его структурных подразделений и созданных им юридических лиц осуществляет ревизионная комиссия.
Гомельское райпо создано на неопределенный срок, является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс.
Для обслуживания населения Гомельское райпо имеет в наличии 133 магазина, 5 баров, 5 кафе, 36 столовых, и другие объекты.
Структура управления Гомельского райпо является линейно-функциональной, т.е. всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, которому при разработке конкретных вопросов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.) (см. рисунок 2.1.1).
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему пр разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов).
В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного линейного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб- исполнителей. Линейно- функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
Линейно-функциональная структура имеет свои положительные моменты и недостатки, представленные в таблице 2.1.1.:
Таблица 2.1.1- Преимущества и недостатки линейно-функциональной организационной структуры Гомельского райпо
Преимущества |
Недостатки |
1) глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников 2) освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем 3) возможность привлечения экспертов, консультантов |
1) отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями 2) недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило в его реализации не участвует 3) чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации |
Система Гомельского райпо объединяет три филиала: Улуковский, Терюхский (включает Марковичскую и Терюхскую зоны) и Гомельский филиал (включает Урицкую и Гомельскую зоны); ОСП «Объединение предприятий общественного питания» (обособленное структурное подразделение Гомельского райпо) и ОСП «Коопзаготпром» (также обособленное структурное подразделение Гомельского райпо). Торговые филиалы системы райпо обладают экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, значителен трудовой потенциал. Для всесторонней оценки эффективности деятельности Гомельского райпо изучены основные показатели финансово-экономической деятельности, на основании результаты которого представим в табл. 2.1.2.
Исходя из данных таблицы 2.1.2 можно сделать вывод, что за анализируемый период наблюдается тенденция увеличения прибыли от реализации, а также прибыли отчетного периода, соответственно возросла и рентабельность от реализации, а также рентабельность отчетного года.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом темпы роста товарооборота.
Таблица 2.1.2- Показатели хозяйственно-финансовой деятельности Гомельского райпо за 2007-2009 годы
Показатели |
Всего | |
Годы |
Темп изменения, %, или отклонение (+,-) | |
2007 |
2008 |
2009 |
2008 от 2007 |
2009 от 2008 |
1. Розничный товарооборот в действующих ценах, млн р. |
43574 |
56922 |
63409 |
130,5 |
111,3 |
- в сопоставимых ценах, млн р. |
39412 |
49931 |
51971 |
114,6 |
104,1 |
2. Доходы по реализации товаров, сумма, млн р. |
7567 |
10023 |
10882 |
132,5 |
108,5 |
- в % к товарообороту |
17,4 |
17,6 |
17,1 |
+0,2 |
-0,5 |
3. Расходы на реализацию, сумма, млн р. |
7064 |
9284 |
10761 |
131,5 |
115,9 |
- уровень % к товарообороту |
16,2 |
16,3 |
16,9 |
+0,1 |
+0,6 |
4. Прибыль (убыток) от реализации, сумма, млн р. |
503 |
739 |
204 |
133,2 |
23,6 |
- уровень, % к товарообороту |
1,2 |
1,3 |
0,32 |
+0,1 |
-0,98 |
5. Прибыль (убыток) отчетного периода по всем отраслям, сумма, млн р. |
607 |
884 |
466 |
145,6 |
52,7 |
- уровень, % к товарообороту |
1,4 |
1,55 |
0,73 |
+0,15 |
-0,82 |
6. Индекс цен |
1,045 |
1,14 |
1,22 |
- |
- |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|