Статистика



Определение и классификация выставочно-ярмарочных мероприятий

Фактически сегодня в первоначальном значении этого слова выставками с позиции терминологии, укоренившейся в России, следовало бы называть выставочные мероприятия, не преследующие торговые (коммерческие) цели, к которым в первую очередь относятся всемирные выставки ЭКСПО, выставки произведений искусств из коллекций музеев, не предназначенных для продажи, и выставки, организуемые при проведении конгрессов. В соответствии с Парижской конвенцией 1928 г. о международных выставках (сегодня это всемирные выставки ЭКСПО) введено понятие международной официальной или официально признанной выставки как мероприятия, «главная цель которого состоит в выявлении успехов, достигнутых различными странами в одной отрасли или нескольких отраслях производства, и во время которого, по существу, не делается никакого различия между покупателями или посетителями».

Такого узкого понимания за термином «выставки» из-за сложившейся их коммерческой направленности не сохранилось. Как правило, главная направленность любой выставки в настоящее время - реклама инноваций в виде товаров и услуг, заключение контрактов на продажу образцов после окончания выставки, поставку партий показанного товара или заключения фьючерских сделок. Поэтому в современном выставочном лексиконе выставка и ярмарка хотя и имеют различные названия, а порою несколько отличные организационные формы, в русском языке представляют близкие по содержанию мероприятия и могут быть классифицированы по общим признакам.

Современная ярмарка предлагает широкий спектр товаров и услуг: от образцов изделий и комплексных автоматизированных систем до передачи «ноу-хау», проводимых экспертами консультаций и т.д.

Из мирового опыта следует, что выставки/ярмарки принято классифицировать по пяти основным признакам [3, с.5-7]:

– по географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

– по тематическому (отраслевому) признаку;

– по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;

– по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);

– по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы).

Классификация выставок/ярмарок по географическому составу экспонентов:

– всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры);

– международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);

– с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

– национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

– межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

– местные (региональные) - с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка.

Классификация выставок/ярмарок по отраслевому (тематическому) признаку:

В соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов выставки/ярмарки подразделяются на:

– универсальные;

– специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

– Классификация выставок/ярмарок по значимости мероприятия:

– выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);

– выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);

– выставки регионального значения (имеющие значение только для одного региона);

– выставки местного значения (имеющие значение для города, области).

Классификация выставок по территориальному признаку (в зависимости от того, на территории какой страны проводится выставочное мероприятие):

– выставки, проводимые внутри страны;

– выставки, проводимые на территории других стран.

Классификация выставок по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы):

Перейти на страницу: 1 2 3