В каждом методе управления необходимо различать содержание, направленность (на какие мотивы поведения людей он направлен) и организационную форму. Методы управления процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений - это методы реализации объективных законов, присущих данному процессу (законов мышления, экономических законов при принятии решений, в экономической сфере, законов, определяющих взаимосвязи средств труда и организации деятельности лица, принимающего решение с людьми как элементами этой организации с учетом социально-психологических отношений).
Характеристика организационной формы методов управления включает тип воздействия (прямой, косвенный) и характеристику воздействия (акт, норма). Методы выработки воздействия могут быть индивидуальными, коллективными и коллегиальными.
Наиболее часто при принятии решений используются эвристические методы, которые базируются на принципах, определяющих стратегию и тактику лица принимающего решение при решении слабо определенных и неопределенных проблем. Они стимулируют творческое мышление в процессе принятия решения, позволяют генерировать новые идеи, использование которых дает возможность повышать эффективность решения управленческих задач. Рассмотрим наиболее действенные из них.
Метод «мозговой атаки». Бывают ситуации, когда лицу, принимающему решение трудно найти вариант решения. В этом случае можно применить метод «мозговой атаки». Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.
Существует несколько разновидностей методов «мозговых атак»: прямая «мозговая атака», обратная, двойная атака, «конкуренция идей» и др. Рассмотрим первую и вторую разновидности. Прямая «мозговая атака» - метод коллективного генерирования идей по решению творческой задачи. Ее цель - отбор идеи. Обратная «мозговая атака» предполагает не генерацию новых идей, а критику уже имеющихся [15 с 22].
Метод ключевых вопросов. Метод целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся при решении проблемы. Задаваемые вопросы служат стимулом для формирования стратегии и тактики решения задачи, развивают интуицию, формируют алгоритмы мышления, наводят человека на идею решения, побуждают к правильным ответам.
Принципиальные требования к использованию метода.
- Проблемность и оптимальность. Искусно поставленными вопросами необходимо снижать проблемность задачи до оптимального уровня или снижать неопределенность проблемы.
- Дробление информации. С помощью вопросов постараться разделить проблему на подпроблемы.
- Целеполагание. Каждый новый вопрос должен формировать стратегию, модель решения проблемы.
Метод свободных ассоциаций. Отмечено, что на этапе генерирования идей при использовании новых ассоциаций повышается результативность творческой деятельности за счет рождения новых идей. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между элементами решаемой проблемы и прежним опытом лиц, привлеченных к коллективной работе. Метод учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей. Так, если члены группы предлагают слово, понятие, то оно может стать базисом для установления ассоциативных связей. Например, у некоторых людей слово, услышанное случайно, чей-то образ, картина, мелодия рождают идею, способствующую решению проблемы.
Метод инверсии. При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом. Нередко в ситуациях, в которых логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными, оптимальна противоположная альтернатива решения. Метод базируется на принципе дуализма (двойственности), диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления, диалектического подхода к анализу объекта исследования [15 с 26].
Метод личной аналогии. При решении проблемы иногда осуществляется замена исследуемого объекта, законы функционирования которого неизвестны, на аналогичный объект с уже известными свойствами. Обычно используются «прямые аналогии», «субъективные аналогии», «символические и фантастические аналогии». Для лица, принимающего решение, необходимы личные аналогии, когда объекту исследования приписываются свои чувства, эмоции, цели, функции и т. п. В основу метода положено замещение изучаемого объекта (процесса) другим (собой).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|