В очень большой степени влияние лидера на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью.
Лидерство - важный компонент руководства, т. е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели. Должность руководителя не означает автоматического лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий новые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководителя - стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает неформальные корпоративные качества подразделения, эффективность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.
К руководителю предъявляется ряд профессиональных требований. В их числе:
1) концептуальность (он должен хорошо знать деятельность своего подразделения в целом, обладать навыками стратегического планирования);
2) полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоящих органов, смежных организаций, а также уровень профессионализма и деловые качества своих сотрудников);
3) аналитичность (способность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);
4) настойчивость и методичность в достижении цели;
5) оперативность;
6) умение внятно изложить и передать свои идеи;
7) коммуникабельность (умение правильно строить отношения внутри организации и за ее пределами);
8) определенный уровень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам [21, с. 151].
Вместе с тем существуют определенные ограничения для занятия должности руководителя. Это:
1) неспособность определять цели;
2) заторможенное личное развитие (в частности, неспособность к обучению);
) неумение принимать решения;
) неумение владеть собой;
) неумение формировать коллектив;
) неумение влиять на людей и вовлекать их в работу;
) неумение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных и др.
Руководитель-лидер использует разные стили управления.
Стиль - это совокупность конкретных способов взаимодействия руководителя и подчиненных. Он зависит от характера организации (в отделении милиции он иной, чем в научно-исследовательском институте), уровня культуры, от сложившейся ситуации от привходящих факторов. Самой распространенной классификацией стилей руководства является деление их на: авторитарный, демократический, либеральный (см. табл. 3).
Таблица 3 Характеристика различных стилей руководства
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) стиль |
деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; позиция руководителя - вне группы, держит дистанцию, не общителен, единолично решает вопросы. |
дела в группе планируются руководителем заранее (во всем их объеме); определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны; голос руководителя - решающий. |
Демократический (коллегиальный) стиль |
инструкции в форме предложений; не сухая речь, а товарищеский тон; похвала и порицание - с советами; распоряжения и запреты - с дискуссиями; позиция руководителя - внутри группы, распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями. |
мероприятия планируются не заранее, а в группе, инициатива в руках подчиненных; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Нейтральный (попустительский) стиль |
отсутствие похвалы, порицания; никакого сотрудничества; позиция руководителя - быть в стороне от группы |
дела в группе идут сами собой, руководитель не дает указаний; предложения по разделам работы складываются из отдельных интересов. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|