Руководителями процесса управления знаниями являются менеджеры.
Организация не может существовать без менеджеров, так как они:
обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые ее контролируют;
являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;
несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяются следующие.
. Стратегическая, заключающаяся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании. В обычных условиях она считается главной.
. Инновационная, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель создает условия для организационных преобразований, направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, консультирует подчиненных.
. Административная, объединяющая целый ряд подфункций:
контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);
организационную (распределение полномочий, задач, ресурсов и проч.);
направляющую (постановка задач, координация работы исполнителей);
кадровую (подбор, расстановка, развитие персонала);
стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание).
. Коммуникационная, сводящаяся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, разрешению конфликтов, представительству.
. Социальная, выполняя которую руководитель поддерживает в организации благоприятный морально-психологический климат, формирует нормы поведения, помогает подчиненным в трудную минуту. Появление этой функции обусловлено растущей ролью человеческого фактора в жизни организации.
Проще говоря, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях:
Профессионал - автор решений, стратегии, планов;
Организатор - создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;
Начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.
По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г.Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности руководитель реализует сегодня следующие группы управленческих функций:
Межличностные («главный менеджер», являющийся символом власти; «лидер», увлекающий сотрудников на достижение целей; «связующее звено» в команде управленцев);
Информационные («приемник», концентрирующий информацию; ее «распространитель» среди подчиненных; «представитель», передающий информацию во внешний мир);
Решающие («предприниматель», планирующий и начинающий изменения в организации; «ликвидотор нарушений», корректирующий деятельность в нестандартных ситуациях; «распределитель ресурсов» и посредник; «ведущий переговоры»).пецифические навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель. К ним относятся навыки:
планирования;
распределения работ;
управления;
поддержки и мотивации;
информирования;
оценивания результатов. |