Оценка эффективности обучения может проводиться с использованием тестов, опросников, экзаменов и т.п. Оценку эффективности обучения могут осуществлять как обучающиеся, так и преподаватели, эксперты или специально созданные комиссии. Смысл оценки эффективности обучения состоит в том, чтобы полученная информация была в дальнейшем проанализирована и использовалась при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения и избавляться от таких учебных программ и форм обучения, которые зарекомендовали себя как неэффективные.
Оценка эффективности обучения важна для того, чтобы определить, достигнуты ли запланированные результаты, и показать, где требуются улучшения или изменения. Оценка должна ответить на вопрос о том, имело ли обучение смысл и что нужно сделать для того, чтобы сделать обучение более рентабельным.
Оценка является неотъемлемой частью обучения. В своей простейшей форме она представляет собой сравнение целей (эталонного поведения) с результатами (конечным поведением), чтобы ответить на вопрос о том, насколько обучение достигло своих целей Классическим способом оценки эффективности обучения сегодня считается предложенная в 1959 г. Дональдом Киркпатриком модель, состоящая из четырех уровней
Таблица 1.3 - Обобщенная модель Д. Кирпатрика
Уровень оценки |
Название |
Сущность |
Метод оценки |
1й уровень |
Reaction |
Оценка удовлетворенности потребителей. Реакция обучаемых |
Интервьюирование и анкетирование сразу после обучения |
2й уровень |
Leaning |
Изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников. |
Тестирование до и после обучения либо отчет руководителя структурного подразделения |
3й уровень |
Behavior |
Изменение поведения участников на рабочем месте |
Оценочные мероприятия. Наблюдения руководителя |
4й уровень |
Results |
Изменения, которые произошли в связи с тем, что участники прошли обучение. Влияние на результаты бизнеса. |
Внутренняя сертификация |
Уровень 1 - реакция. На этом уровне определяется, как участники обучения реагируют на обучение, то есть определяется измерение удовлетворенности участников.
Оценка удовлетворенности участников проводится путем разработки, расдачи и сбора заполненных ими анкет, включающих группы вопросов, нацеленных на оценку следующих показателей: - Достижение целей данного вида обучения,
Выполнение заявленной программы обучения, - Практическая полезность полученных знаний и навыков, - Качество преподавания, - Уровень методического обеспечения, -Условия проведения обучения.
Уровень 2 - оценка усвоения знаний и выработки навыков. На этом уровне получают информацию о том, в какой степени достигнуты цели обучения. Задача - выяснить, сколько знаний было приобретено, какие навыки были развиты или повышены, и в какой степени были изменены установки.
Для оценки прироста знаний можно использовать один и тот же тест для участников обучения до начала обучения и после его окончания. Улучшение результатов теста, выраженное в процентах, и покажет эффект обучения.
Для оценки полученных в ходе обучения навыков можно провести деловую игру или выполнить практическое упражнение, решить актуальную задачу. Итоги проведения данных мероприятий необходимо подробно разобрать и оценить.
Уровень 3 - оценка поведения. На третьем уровне оценивается, в какой степени знания, навыки и установки перенесены из аудиторий на рабочие места, то есть в какой степени достигнуты цели обучения, связанные с изменением поведения и применением знаний и навыков.
Оценку поведения может осуществить непосредственный руководитель путем наблюдения за работой обучавшегося сотрудника. Другим способом оценки является анкетирование контактирующих с сотрудником коллег и клиентов. И, наконец, оценку поведения могут проводить внешние эксперты. Результат оценки сравнивается с требуемым образцом поведения сотрудника компании.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|