Финансирование проекта является одним из наиболее важных условий обеспечения эффективности его выполнения. Одна из проблем, которую приходится решать при разработке плана финансирования проекта для банка - это оценка опасности того, что цели, поставленные в проекте, могут быть достигнуты частично или не достигнуты вообще. Эти опасности принято называть рисками. Для оценки риска используются три подхода, которые во многом связаны с характером проекта.
Первый подход представляется обязательным по отношению к "смелым" проектам, в большей или меньшей степени ломающим сложившуюся структуру производимой продукции и означающим стремительный прорыв на рынок. Для таких проектов риск связан, прежде всего, с опасностью неправильно оценить исходную ситуацию, в результате чего окажется, что сбыт нового товара будет идти неудовлетворительно. По этой причине для "смелых" проектов необходима разработка, по существу, всех возможных альтернатив решения задачи, поставленной перед собой авторами проекта, с тем чтобы, взвесив эти альтернативы по вероятностям их реализации, принять окончательное решение.
Второй подход применяется тогда, когда нет особого разнообразия альтернативных решений, но сам проект достаточно сложен в том отношении, что охватывает весь жизненный цикл продукта - от проектирования до серийного производства. В этом случае важно оценить надежность каждой фазы, выявить наименее надежные звенья для того, чтобы заранее разработать для них мероприятия, направленные на снижение степени риска. Поскольку реализация сложного проекта охватывает несколько достаточно выраженных стадий, то и оценку риска целесообразно проводить по ним, т.е. по подготовительной, строительной стадиям и стадии эксплуатации.
Третий подход применяется к относительно простым проектам и, по существу, заключается в некотором усложнении расчетов в силу учета не просто средних значений, а характера распределения тех случайных величин, средние из которых используются в расчетах.
Широко применяемая на практике постадийная оценка рисков основана на том, что риски определяются для каждой стадии проекта отдельно, а затем, находится суммарный риск для всего проекта. Обычно в каждом проекте выделяются, как мы знаем, три стадии:
подготовительная: выполнение всего комплекса работ, необходимых для начала реализации проекта;
строительная: возведение необходимых зданий и сооружений, закупка и монтаж оборудования;
эксплуатационная: вывод проекта на полную мощность и получение прибыли.
Все расчеты выполняются дважды: на момент составления проекта и после выявления наиболее опасных его элементов. В последнем случае разрабатывается перечень мер, реализация которых позволяет уменьшить степень риска.
По характеру воздействия риски делятся на простые и составные. Составные риски являются композицией простых. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, каждое из которых рассматривается как независящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков. Второй задачей является определение удельного веса каждого простого риска во всей их совокупности.
Для количественного анализа риска могут использоваться различные методы: статистический, аналитический, экспертный и метод аналогов. Наиболее распространенным является экспертный метод, когда каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень первичных рисков по всем стадиям проекта и предлагается оценить вероятность их наступления, руководствуясь определенной системой оценок.
Оценка проводилась по 100-балльной системе тремя специалистами нашего банка: 0 баллов - риск несущественный; 25 баллов - риск скорее всего не реализуется; 50 баллов - о наступлении события ничего сказать нельзя; 75 баллов - риск скорее всего проявится; 100 баллов - риск реализуется.
Результаты оценки рисков, с которыми может столкнуться ОАО Технология, приведены в табл. 18.
Таблица 18.
Результаты оценки рисков
Простые риски |
Вес Wi |
Эксперты |
Средняя вероятность события: Wi =(l+2+3)F/3 |
Балл Wi x Wi | | |
1 |
2 |
3 | | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подготовительная стадия |
Удаленность от транспортных узлов |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
Удаленность от инженерных сетей |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
Отношение местных властей |
0,25 |
25 |
25 |
25 |
25,00 |
6,25 |
Наличие альтернативных источников сырья |
0,25 |
50 |
50 |
50 |
50,00 |
12,50 |
Строительная стадия |
Платежеспособность заказчика |
0,20 |
50 |
25 |
50 |
41,67 |
8,33 |
Непредвиденные затраты |
0,20 |
75 |
75 |
75 |
75,00 |
15,00 |
Несвоевременная поставка расходных материалов |
0,20 |
50 |
50 |
50 |
50,00 |
10,00 |
Несвоевременная подготовка рабочих и менеджеров |
0,20 |
25 |
25 |
25 |
25,00 |
5,00 |
Недобросовестность поставщика |
0,20 |
50 |
50 |
25 |
41,67 |
8,33 |
Стадия функционирования: финансово-экономические риски |
Неустойчивость спроса |
0,14 |
25 |
25 |
25 |
25,00 |
3,57 |
Появление альтернативного продукта |
0,14 |
25 |
25 |
25 |
25,00 |
3,57 |
Снижение цен конкурентами |
0,14 |
25 |
25 |
25 |
25,00 |
3,57 |
Увеличение производства у конкурентов |
0,14 |
75 |
75 |
75 |
75,00 |
10,71 |
Рост налогов |
0,14 |
75 |
75 |
75 |
75,00 |
10,71 |
Неплатежеспособность потребителей |
0,14 |
25 |
25 |
25 |
25,00 |
3,57 |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки |
0,14 |
50 |
75 |
75 |
66,67 |
9,52 |
Стадия функционирования: социальные риски |
Трудности с набором квалифицированного персонала |
0,25 |
25 |
25 |
50 |
33,33 |
8,33 | | | | | | | | | |
Перейти на страницу: 1 2 3
|