Основная задача планирования - разработать программу действий для получения предприятием максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления его важнейших функций, а именно:
1. производственной;
2. инновационной;
. технологической;
. организационной;
. социальной и др.
Многие предприятия видят в планировании средство для преодоления возникающих диспропорций, для эффективного и рационального использования ресурсов, для обеспечения ритмичности производственного процесса, устранения неопределенности, а также рассматривают планирование как возможность воздействия на факторы, нежелательные с точки зрения интересов предприятия.
Для обеспечения максимальной прибыльности предприятие планирует конкретные направления работы:
1. улучшения конечных показателей деятельности (прежде всего финансовых);
2. уменьшение издержек;
3. расширение производства и увеличение объёмов продаж по ассортиментным группам продукции;
4. технологическое развитие (повышение производительности труда);
5. социальное развитие.
Планирование на предприятии осуществляется по следующим принципам:
1) конкретность и измеримость планов предприятия. Предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи;
2) принцип маржинальности (предельных величин). План должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов;
) ориентированность во времени. Каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.
) достижимость показателей плана предприятия, реалистичность плана. Если предприятие принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех его подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины. Реалистичность плана позволяет наладить четкий контроль его выполнения;
) гибкость - возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
) комплексность. Планирование должно охватывать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала и оплата труда, деятельность вспомогательных служб и подразделений, социальные процессы в коллективе. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы;
) согласованность различных видов планов предприятия. Планы предприятия должны быть взаимоподдерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать ход работы других подразделений и предприятия в целом. Согласованность планов достигается тогда, когда обеспечена централизованность планирующих органов предприятия;
) обязательность исполнения плана. Принятый к выполнению план предприятия становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановые органы могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели.
Технология планирования включает:
1. определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
2. оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
. детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
. детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
|