Для дальнейшего уточнения понятия управления качеством продукции целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие. Необходимость такого уточнения обусловлена тем, что понятие продукция не совсем точно даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен показатель «выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг .». Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие продукция. Соответственно продукция - комплексное понятие - результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.д.) называют работами.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Также необходимо отметить, что управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.
Соответственно различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и другими структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества [21, с.23]:
а) система качества(Quality System);
б) система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
в) всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt - TQM);
г) обеспечение качества (Quality Assurance);
д) управление качеством (Quality Control);
е) статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
ж) система обеспечения качества (Quality Assurance System);
и) гарантия продукции (Product Assurance);
к) всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
л) передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices);
м) система управления производственными условиями (Environmental Managemtnt System);
н) система «мы обеспокоены» (We Care);
о) система «обеспокоенность ответственных лиц» (Responsible Care);
п) всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (Environmental TQM);
р) всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
с) интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
т) менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
Перейти на страницу: 1 2 3
|