Статистика



Сущность планирования процесса управления качеством

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени [15, с.17]. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

а) обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

б) достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

в) установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

г) совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

д) увеличение выпуска сертифицированной продукции;

е) улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

ж) своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

и) обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

к) разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

л) увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества [15, с.21-22].

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т д.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

а) сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

б) пропорциональность, то есть сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

в) комплексность (полнота) - взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

г) детализация - степень глубины планирования;

д) точность - степень допусков и отклонений параметров плана;

е) простота и ясность - соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

ж) непрерывность - цельность временного пространства планирования;

и) эластичность и гибкость - возможность использования резервов и учет альтернатив;

к) научность - учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

л) экономичность - эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат) / затраты [8, 12, 15, 18 23].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5