Теоретические аспекты сущности конкуренции и конкурентоспособности давно исследуются и обсуждаются экономистами, однако проблема практической оценки конкурентоспособности стоит еще более остро в силу именно практического применения.
Так как нет единства в понимании конкурентоспособности, точнее, есть уверенность в том, что это комплексная и многогранная величина, на которую оказывают влияние множество факторов, то вполне естественно, что методик оценки конкурентоспособности существует множество. При этом нет единой методики оценки (что, скорее всего, просто не возможно, в силу комплексности характеристики и огромного количества особенностей в различных отраслях), но нет и единого подхода к оценке. Кроме того, российский (или, скажем так, советский) подход к оценке конкурентоспособности предприятия существенно отличается от зарубежного - наши специалисты стремятся дать точную количественную оценку, используя различные подходы, в то время как экономисты международного уровня такие величины фактически не используют, очень часто прибегая к матричным методам оценки.
В силу того, что зарубежные специалисты больше фокусируются на оценке конкурентоспособности стран, регионов и кластеров, а не на количественной оценке конкурентоспособности предприятия, а так же в связи с большим количеством различных методик оценки, и, что наиболее важно, подходов к оценке конкурентоспособности предприятия у российских специалистов, не существует классификации методов оценки. Кто-то выделяет две группы методов (графические и аналитические), кто-то - четыре (матричные, на основе оценки конкурентоспособности продукции, основанные на методе эффективной конкуренции и комплексные). Очень интересная классификация методов предложена Вайсман Е.Д. [7], которая предлагает классифицировать методы оценки конкурентоспособности по 8ми признакам - использованию в оценке показателя конкурентоспособности товара, по типу используемого показателя (частный, комплексный), характеру используемого показателя (абсолютный, относительный, нормативный), используемому подходу к оценке (по эффективности использования ресурсов, финансовых результатов и т.д.), типу модели финансовой оценки (финансовая, рыночная, смешанная и т.д.), характеру используемой оценки (статическая, динамическая), форме представления результата (графическая, матричная, формализованная), степени объективности оценки (объективная, субъективная).
В рамках данной работы предлагается не определенная классификация методов оценки конкурентоспособности, а, скорее, некоторая структурированная сводка методов, с упором на состав конкретных методов в каждой группе.
Частичная классификация методов оценки конкурентоспособности приведена на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия
Наиболее часто используемые методы оценки конкурентоспособности предприятия, с их возможной классификацией, приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4.
Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия (по российским изданиям)
№ |
Классификация |
Группа методов |
Методы |
1 |
Качественные, субъективные |
Матричные |
матрица BCG, McKinsey, ADL, Портера |
2 |
Количественные, объективные и субъективные |
По теоретическому подходу |
Конкурентоспособности товара |
3 | | |
на основе теории эффективной конкуренции |
4 | | |
на основе потребительской стоимости |
5 | | |
комплексный |
6 |
Качественные, субъективные |
Графические |
метод профиля требований, многоугольник конкурентоспособности |
7 |
Количественные, могут быть объективными и субъективными, в зависимости от метода оценки |
Расчетные |
рейтинговый |
8 | | |
интегральный (индексный) |
9 | | |
расчета доли рынка |
10 | | |
дифференцированный/параметрический/бенчмаркинг |
|