Прежде всего, необходимо определить, чем отличается услуга от товара, а так же особенности медицинских услуг.
Считается, что услугой можно назвать все, что можно продать, но нельзя уронить на ногу. В научной формулировке под услугами обычно понимаются нематериальные производимые для целей сбыта ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную оценку. Основные отличия услуг от товаров представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1.
Различия услуг и товаров
Товары |
Услуги |
Материальные |
Нематериальные |
Однородные |
Разнородные |
Производство и сбыт отделены от потребления |
Производство, сбыт и потребление происходят одновременно |
Имеют срок хранения, могут складироваться |
Не могут храниться, нельзя собрать про запас |
Вещь |
Процесс или деятельность |
Основная ценность создается на заводе |
Основная ценность создается во время взаимоотношений покупатель-продавец |
Клиенты обычно не участвуют в процессе производства |
Клиенты участвуют в производстве |
Происходит переход собственности (владения) |
Перехода собственности не происходит |
Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).
Можно выделить следующие особенности медицинской услуги:
· неразрывность процессов потребления и производства (процессы предоставления и потребления медицинских услуг неотделимы друг от друга ни в пространстве, ни во времени);
· многовариантность (результат разнообразен по сроку, необходимости повторного воздействия, качеству);
· низкая эластичность спроса (насущность потребности в услугах здравоохранения практически исключает заменяемость);
· неопределенность и непредсказуемость получаемого результата (результат состоит непосредственно в развитии человека и имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены);
· неоднородность качества (качество медицинских услуг во многом зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает).
Классификация медицинских услуг приведена в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Классификация медицинских услуг
Параметр классификации |
Наименование |
Содержание |
По сложности |
Простая |
Выполняется по схеме пациент-специалист (например, измерение давления). | |
Сложная |
Требует определенного состава персонала, технического и фармацевтического оснащения, специальных помещений и и состоит из сочетания двух и более простых, дополняющих друг друга услуг. | |
Комплексная |
Включает набор сложных и простых услуг и заканчивается либо постановкой диагноза, либо проведением определенного этапа лечения. |
По функциональному назначению |
Лечебно-диагностические |
Направлены на установление диагноза или лечение заболевания | |
Профилактические |
диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительными мероприятия | |
Восстановительно-реабилитационные |
социальная и медицинская реабилитация больных | |
Транспортные |
перевозка больных, в частности, с использованием службы «Скорой помощи» | |
Санитарно-гигиенические |
мероприятия по карантину, санпросветработа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор |
По условиям оказания |
На дому |
| |
В амбулаторно-поликлинических условиях |
| |
В процессе транспортировки |
«Скорая помощь» | |
В условиях стационара |
| |
В условиях интенсивной терапии и реанимации |
| |
В условиях карантина |
|
Направление услуги |
Пассивная |
спрос-удовлетворение | |
Активная |
отсутствие спроса-удовлетворения |
|