Статистика



Особенности рынка стоматологических услуг

Прежде всего, необходимо определить, чем отличается услуга от товара, а так же особенности медицинских услуг.

Считается, что услугой можно назвать все, что можно продать, но нельзя уронить на ногу. В научной формулировке под услугами обычно понимаются нематериальные производимые для целей сбыта ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную оценку. Основные отличия услуг от товаров представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Различия услуг и товаров

Товары

Услуги

Материальные

Нематериальные

Однородные

Разнородные

Производство и сбыт отделены от потребления

Производство, сбыт и потребление происходят одновременно

Имеют срок хранения, могут складироваться

Не могут храниться, нельзя собрать про запас

Вещь

Процесс или деятельность

Основная ценность создается на заводе

Основная ценность создается во время взаимоотношений покупатель-продавец

Клиенты обычно не участвуют в процессе производства

Клиенты участвуют в производстве

Происходит переход собственности (владения)

Перехода собственности не происходит

Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).

Можно выделить следующие особенности медицинской услуги:

· неразрывность процессов потребления и производства (процессы предоставления и потребления медицинских услуг неотделимы друг от друга ни в пространстве, ни во времени);

· многовариантность (результат разнообразен по сроку, необходимости повторного воздействия, качеству);

· низкая эластичность спроса (насущность потребности в услугах здравоохранения практически исключает заменяемость);

· неопределенность и непредсказуемость получаемого результата (результат состоит непосредственно в развитии человека и имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены);

· неоднородность качества (качество медицинских услуг во многом зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает).

Классификация медицинских услуг приведена в табл. 3.2.

Таблица 3.2.

Классификация медицинских услуг

Параметр классификации

Наименование

Содержание

По сложности

Простая

Выполняется по схеме пациент-специалист (например, измерение давления).

Сложная

Требует определенного состава персонала, технического и фармацевтического оснащения, специальных помещений и и состоит из сочетания двух и более простых, дополняющих друг друга услуг.

Комплексная

Включает набор сложных и простых услуг и заканчивается либо постановкой диагноза, либо проведением определенного этапа лечения.

По функциональному назначению

Лечебно-диагностические

Направлены на установление диагноза или лечение заболевания

Профилактические

диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительными мероприятия

Восстановительно-реабилитационные

социальная и медицинская реабилитация больных

Транспортные

перевозка больных, в частности, с использованием службы «Скорой помощи»

Санитарно-гигиенические

мероприятия по карантину, санпросветработа, санитарно-эпидемиологический контроль и надзор

По условиям оказания

На дому

 

В амбулаторно-поликлинических условиях

 

В процессе транспортировки

«Скорая помощь»

В условиях стационара

 

В условиях интенсивной терапии и реанимации

 

В условиях карантина

 

Направление услуги

Пассивная

спрос-удовлетворение

Активная

отсутствие спроса-удовлетворения

Перейти на страницу: 1 2