организация труд персонал рабочий
Для анализа выбрано рабочее место инструктора переписного участка. На переписном участке пятнадцать человек: заведующая участком, два инструктора, восемь переписчиков и четыре человека на стационаре, которые работают посменно. Анализируется рабочее место инструктора, работающего неполный рабочий день со скользящим графиком (с 8-00 до 21-00).
С инструктором было проведено анкетирование с использованием анкеты «Информационный стандарт анализа рабочего места» (см. Приложение 2) и интервью с помощью Вопросника структурированного собеседования для анализа места работы (см. Приложение 3).
Специализация рабочего места. По функциональному разделению труда инструктор переписного участка относится к служащим. Работник имеет свой набор функций и обязанностей, определенные виды работ, которые должен выполнять.
В заполненной инструктором анкете обязанности перечислены достаточно кратко, выделена одна, которую работник считает ненужной, при этом не названо ни одной обязанности, которую ей хотелось бы выполнять, помимо уже имеющихся, что говорит либо о том, что работа полностью устраивает, либо об отсутствии интереса к новому.
При ответе на вопрос интервью обязанности раскрыты более полно. Они включают в себя руководство работой переписчиков и оказание им помощи в опросе населения и получении информации, 100% проверка заполненных переписных листов, контрольный обход с каждым переписчиком для обеспечения правильности учета населения, приемка заполненных материалов от переписчика, подведение итогов по инструкторскому участку и сдача материалов заведующему переписным участком.
Целью рабочего процесса респондент считает контроль и проверка достоверности заполнения переписных листов переписчиками (такой ответ был дан как при заполнении анкеты, так и при ответе на вопросы интервью). Это не в полной мере отражает результат деятельности, а является скорее одной из функций.
В качестве источника информации специалист использует инструкцию о переписи населения и указания РОССТАТа - когда возникают сомнения в процессе работы, для того, чтобы узнать, как правильно оформлять документы, а также информацию, поступающую от коллег.
В процессе работы респонденту приходится писать ежедневные отчеты о проделанной работе за день для заведующей.
Каждый день работнику приходится производить несложные подсчеты: количество опрошенных людей и пройденных квартир, количество выданных, использованных и испорченных документов.
Для рассмотрения кооперации труда с другими рабочими местами необходимо рассмотреть процессуальную схему (Рисунок 1).
Респонденту приходится контактировать с переписчиками, а также с заведующей. Контакты происходят посредством - телефона, а также непосредственно при личной встрече.
Переписчики подчиняются инструктору, инструктор заведующей, а заведующая, в свою очередь, администрации.
В кооперации труда возникают проблемы, связанные с тем, что иногда телефонная связь дает сбои, либо до работника невозможно дозвониться по причине выключенного телефона. Поэтому возникают проблемы взаимодействия с работниками (например, не вовремя поданные документы).
Кроме того, контакты с людьми и постоянное внимание заведующей часто вызывают у работника отрицательные эмоции.
Рис. 1. Схема процесса деятельности в организации
Рабочее место сотрудника находится в кабинете средней школы, площадью 19,25 м2, в котором кроме него размещается еще два рабочих места. Таким образом, на одного работника приходится около 6,4 м2 , что соответствует нормам.
Однако, при рассмотрении внешней планировки рабочего места (Приложение 5) видно, что в кабинете чересчур много мебели, некоторые проходы слишком узкие. Но при этом взаимодействующие рабочие места расположены в непосредственной близости друг к другу. Рабочее место респондента находится напротив стола заведующей, и рядом со столом второго специалиста, что позволяет им беспрепятственно взаимодействовать, кроме того, между всеми рабочими местами в подразделении предусмотрена зрительная связь.
Перейти на страницу: 1 2 3
|