Всю полноту действительности окружающего нас мира можно представить в виде различных систем, между которыми устанавливается взаимодействие. Уровень сложности, обобщенности, ориентированности таких систем зависит от многих причин, оказывающих влияние на процесс системного функционирования. Управление можно рассматривать как влияние на системы и системную организацию объекта управления. В качестве одного из примеров системной организации действительности можно рассматривать формы социального объединения людей - от малых групп, до общества - большой социальной системы, нуждающихся в управлении и, одновременно, являющихся результатом функционирования управляющего воздействия.
Процесс управления как система управляющих воздействий сводится к следующим главным моментам:
ü к целенаправленному воздействию на управляемый объект; - воздействие осуществляется в некой системе, у которой существует структура, организация;
ü воздействие носит информационный характер - информация функционирует между частями системы - элементами, тем самым осуществляется связь как внутри системы, так и вне ее;
ü мера функционирующей информации и ее качество определяют уровни организации системы;
ü информационное обращение в системе и межсистемном плане определяет существование систем управления.
Иными словами, управление является процессом целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления в рамках определенной системы взаимодействия (функционирования).
Управление является процессом (имеет процессуальные, динамические характеристики), а система управления является механизмом, обеспечивающим этот процесс. В системах управления под субъектом управления понимают элемент системы, который оказывает воздействие, генерирует и передает информацию. Объект управления эту информацию принимает и утилизует различными способами, меняя свое внутреннее или внешнее состояние (баланс энергетических характеристик, структурных, организационных изменений).
Система управления функционирует по определенным законам, создающимся на высоких уровнях познания в процессе движения от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т.д. Законы управления позволяют объединить понятия и категории в упорядоченную систему - понятийный аппарат закона, используемый в процессах управления. Систему управления составляют элементы управления, связанные между собой разнообразными связями. Их количество всегда ограничено, они составляют единое целое, а от их качества и особенностей взаимодействия зависят свойства системы управления.
"Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера".
Впервые принципы рационального управления были сформированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге " Двенадцать принципов производства".
Однако один из основоположников научной организации труда, создатель "теории администрирования" А. Файоль высказал мысль о том, что количество принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает своё место среди принципов управления, во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.
Таким образом, "все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать в две группы - общие и частные.
К общим принципам управления относятся принципы:
ü применимости,
ü системности,
ü многофункциональности,
ü интеграции,
ü ориентации на ценности".
В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы ещё В.И. Лениным и многие из них не потеряли значения и в наши дни, а рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.
Основными частными принципами управления являются принципы:
ü "оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении,
ü коллегиальности,
ü научной обоснованности управлении,
ü плановости,
ü сочетания прав, обязанностей и ответственности,
ü частной автономии и свобод,
ü иерархичности и обратной связи,
ü мотивации,
ü демократизации управлении,
ü государственной закономерности,
|