Современное научное управление предполагает разделение всего процесса управления на самостоятельные, обособленные, но взаимосвязанные виды деятельности. Каждый вид такой деятельности носит название функции. Таким образом, "распределение обязанностей между органами управления и отдельными работниками получила название функционального разделения обязанностей". Необходимость функционального подхода к управлению вытекает из объективных условий разделения труда, а также из сложностей и многообразия специализированной деятельности аппарата управления.
В современной концепции управления такое распределение должностных обязанностей ближе всего подходит к понятию управления как к процессу, т.е. это понимается как выполнение повторяющихся операций и процедур в определенной последовательности и с соответствующим обеспечением современными средствами управления и компьютерными технологиями.
В научной литературе обосновываются несколько методических подходов к выделению функций управления. Можно встретить такие функции:
ü "прогнозирование,
ü планирование,
ü программирование,
ü проектирование,
ü подготовка и принятие решений,
ü руководство,
ü координация,
ü регулирование,
ü согласование,
ü распорядительство".
Здесь нет четкой концепции, которая подтверждала бы возможность отнесения перечисленных видов управленческой деятельности к самостоятельной функции управления. Современная наука по управлению накладывает более четкие ограничения на понятие "функция" и выделяет весьма ограниченный состав функций. "Сторонники западного менеджмента, в частности Мескон, выделяют 4 функции управления:
ü организация,
ü планирование,
ü мотивация,
ü контроль".
В российской науке об управлении сложилось несколько иное, но близкое понимание функций управления. В отличие от западной науки, российская наука добавляет пятую функцию - координацию и регулирование.
Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия представлена в следующей таблице 1:
Таблица 1 Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их действия
Общие задачи управления |
Общие функции |
Результаты (решения) |
1. Обоснование темпов планомерного развития организации |
Прогнозирование и планирование |
Планы-прогнозы, стратегический план экономического, научно-технического, социального развития |
2. Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления |
Организация |
Утверждение структур производства и управления взаимосвязями Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п. |
Общие задачи управления |
Общие функции |
Результаты (решения) |
3.Установление взаимодействия подразделений производства, Согласование действий управленческих подразделений, руководителей, управленческого персонала Сохранение установленных режимов, устойчивости, стабильности системы производства |
Координация и регулирование |
Утверждение графиков взаимодействия и распорядка работ Утверждение стандартов обязательств, норм |
4. Создание условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной Заинтересованности в результатах труда |
Мотивация |
Утверждение материальных и моральных стимулов к труду |
5. Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности Проверка решений по развитию производства |
Контроль, учет, анализ |
Решения по результатам ревизий, проверок, учета анализа хозяйственной деятельности |
|