Статистика



Обзор литературы и нормативных документов

Впервые концепция построения системы управления ЛПУ была сформулирована Гаспаряном С. А. в 1974 г. Существенный вклад в решение проблемы управления ЛПУ внесли Симонян И. О., Назаренко Г. И., Гулиев Я. И., Ермаков Д. Е., Гройсман В. А., Разливинских Л. П., Зекий О. Е., Шульман Е. И. и др.

Проблемами эффективности системы управления в сфере здравоохранения уже многие годы занимаются ведущие ученые-медики и организаторы здравоохранения страны, такие как В.И.Стародубов, Ю.М.Комаров, Ю.А.Лисицын, М.М.Кузьменко, В.З.Кучеренко, А.И.Вялков, В.В.Гришин, И.Н.Денисов, А.Л.Линденбратен, А.В.Решетников, М.П.Ройтмен, А.М.Жаранов, О.П.Щепин и другие.

Основы для формирования экономических методов управления здравоохранением были заложены в трудах таких ученых-экономистов, как Е.Н.Жильцов, Б.И.Бояринцев, А.М.Бабич, С.В.Киселев, Н.Х.Сабитов, В.П.Корчагин. Проблемы организационно-управленческих технологий повышения эффективности системы здравоохранения на сегодняшний день учеными-экономистами практически не разрабатываются.

Модель современного ЛПУ, а также проблемы управления здравоохранением в условиях реформ являются объектом исследований ряда авторов (Вялков А.И., 1999, 2001, Солодкий В.А., 2000, Щепин В.О. 2000, Щепин О.П. 2001, Стародубов В.И. 2002, Михайлова Ю.В, 2001, 2002, Семенов В.Ю., 2002 и др.). Много работ посвящено оптимизации деятельности многопрофильных стационаров (Мельников В.И., 1999, Кадыров Ф.М., 2000, 2001, Накатис Я.А., Романюк Г.И., 2001, Алексеев Н.А., 2001, Бреусов А.В., 2001, Серебренников В.А., 2001, Бадаев Ф.И., Васильцова Л.И, 2002., Вардосанидзе С.Л., 2002, Рутковский О.В., 2002).

В настоящее время справедливо говорить о новых для российского здравоохранения тенденциях в формировании отношений между исполнителем медицинских услуг и их потребителем, т.е. отношений "медицинский работник-пациент". С этих позиций необходимо внедрение в работу ЛПУ новых организационных форм, в том числе мероприятий по повышению уровня не только профессиональной подготовки медицинских работников, но и их правовых знаний.

Важнейшим документом, знание которого обязательно и абсолютно необходимо для всех медицинских работников, является ключевой закон о здравоохранении "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", принятый Верховным Советом РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (в дальнейшем - Основы).

Настоящий закон был утвержден "в целях закрепления приоритета прав и свобод граждан в области охраны здоровья" и явился документом, в котором декларированы не просто права граждан, обратившихся за медицинской помощью, но и основы их отношений с медицинскими работниками. Следуя данному закону, медицинские работники, оказывая помощь пациентам, выступают в качестве "механизма" для реализации его прав.

Поэтому с вступлением Основ в действие стала очевидной необходимость реорганизации некоторых сторон деятельности ЛПУ, внедрение принципиально новых форм работы, направленных, прежде всего, на соблюдение прав пациента, предусмотренных данным нормативным правовым актом.

В дальнейшем в России возник вопрос о разработке концепции дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Такая концепция была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 г.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

В последние годы процессу управления в здравоохранении посвящено значительное количество литературных изданий и публикаций в средствах периодической печати, расширилась и усовершенствовалась нормативно-правовая база.

Процесс управления на примере клиники урологии Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова