Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей выстраиваются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. Не является исключением и здравоохранение. Специфика управления ЛПУ обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение - особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ЛПУ имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов.
Во-первых, результатом деятельности медицинского учреждения является услуга, что определяет специфический характер взаимодействия ЛПУ с потребителями их услуг. Это, прежде всего прямой контакт с потребителем и вовлечение его в процесс оказания услуги. При этом пациенты - основные элементы внешней среды для ЛПУ, и каждое взаимодействие с клиентом можно рассматривать как прямой контакт с окружающей средой. Но что наиболее важно, человек не является пассивным объектом, он реагирует на оказываемое, на него воздействие (часто не вполне предсказуемо) и тем самым непосредственно влияет на весь процесс работы с ним, становится соучастником этого процесса.
Это, в свою очередь, находит выражение в многовариантности технологий, используемых в работе с клиентом, в особой значимости этических ценностей и принципов, сложившихся в обществе, в принципиально важной роли медицинских работников в процессе оказания услуг. Отсюда вытекает сложность оценки качества и необходимости оказываемых медицинских услуг и, соответственно, результатов деятельности медицинских организаций в целом и труда их сотрудников. Это в большей степени определяет организацию управления в сфере здравоохранения.
Таким образом, среди наиболее существенных признаков медицинского учреждения - ВМедА им. С.М. Кирова, связанных с характером его деятельности и оказывающих влияние на процесс управления ими, можно отметить:
ü сложность определения качества и измерения результатов работы;
ü высокую специализацию основной деятельности, которая часто имеет срочный и неотложный характер;
ü отсутствие права на неопределенность и ошибку;
ü потребность в тесной координации работы различных подразделений;
ü высокую квалификацию сотрудников, большая часть которых выступает, прежде всего, как представители своих профессий. Имея специальные знания и опыт, руководствуясь в своей работе системой моральных норм и принимая решения о лечении пациентов, они стремятся к самостоятельности и проявляют лояльность, прежде всего по отношению к пациентам и коллегам по профессии;
ü необходимость контроля со стороны администрации ВМедА им. С.М. Кирова за деятельностью врачей, которые непосредственно влияют на определение объема работы и, соответственно, расходов ЛПУ;
ü трудность координации работы и распределения полномочий и ответственности, связанную с двойным подчинением, существующим во многих медицинских учреждениях, особенно больницах.
При этом следует отметить, что подобные характеристики присущи организациям, существующим и в других сферах. В этом смысле ЛПУ, может быть, и не являются абсолютно уникальными структурами. Однако особенность медицинских учреждений состоит в том, что для них характерны все вышеперечисленные признаки вместе взятые, что, в свою очередь, приводит к более интенсивному их проявлению.
В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности управления клиники урологии ВМедА им. С.М. Кирова и всей Академии в целом, можно предложить следующие
Эффективное управление ресурсным потенциалом здравоохранения, особенно в условиях реформирования и становления рыночных отношений в отрасли, а также связанной с этими процессами кризисной ситуации, возможно только при условии полноценного информационного обеспечения процессов управления Медицинского учреждения. Внедрение Информационно-аналитической системы позволит ВМедА им. С.М. Кирова оптимизировать процессы управления лечебным учреждением на основе использования единого информационного пространства, а также единой системы эквивалентов, выражающейся в стоимости простой медицинской услуги.
Управление качеством. Внедрение современных методик управления качеством требует привлечения/выделения соответствующих специалистов, рабочего времени, финансовых ресурсов. В результате построения системы тотального контроля качества Академия получает конкурентные преимущества и, следовательно, дополнительные доходы. Расходы на устранение последствий некачественной работы (осложнения, жалобы и т.д.) снижаются. Эффективность работы ЛПУ существенно повышается. Временные рамки этих процессов, а также объёмы ресурсов, подлежащих привлечению и перераспределению невозможно точно прогнозировать.
|