Проблемы
управления персоналом на предприятиях любых форм собственности всегда были и
остаются наиболее актуальными как во всем мировом сообществе в целом, так и в
отдельно взятой стране независимо от ее общественно-политического строя. Ведь
от четко разработанных систем управления персоналом зависит не только
социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты
предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности.
Актуальность
выбранной темы данного дипломного проекта неоспорима, так как от четкой
разработки эффективной системы управления персоналом зависит не только
повышение социальной и творческой активности конкретного работника, но и
конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых
форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Для
того, чтобы данное утверждение не оказалось декларативным, бездоказательным, в
данной работе рассматриваются не только теоретические основы построения систем
управления персоналом, но и приводятся конкретные результаты исследований по
оценке эффективности функционирующих систем управления персоналом на отдельно
взятом предприятии г. Твери, в частности ООО «ДЕЗ».
Долгое
время в отечественной экономике господствовал технократический подход к
хозяйствованию на уровне предприятий, когда в главу угла ставились
производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения.
Кадровая политика как таковая в значительной мере осуществлялась
государственными органами. Сейчас положение меняется диаметрально в
противоположную сторону. Так, практика подтверждает, что человеческие
возможности являются определяющими в достижении поставленных целей. Какие бы не
были прекрасные идеи новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия,
без хорошего подготовленного и мотивированного персонала высокой эффективности
работника добиться невозможно.
Вложения
в человеческие ресурсы и кадровую работу становится долгосрочным фактором
конкурентоспособности и выживания фирмы. Управление людьми имеет важное
значение для всех организаций. Без людей нет организации. Без нужды людей ни
одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек является
важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
Как
в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время
проблема управления персоналом остается самой неразрешенной в практическом
плане проблемой. Решение этой проблемы зависит как от объективных, так и от
субъективных факторов, к числу которых по праву можно отнести:
■
За последние 10 лет резко обострилась проблема кадрового потенциала
менеджеров-профессионалов, способных успешно управлять людьми и экономикой не
только в экстремальных, но и нормальных рыночных условиях;
■
Значительно снизилась эффективность деятельности работников управленческого
труда, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной
системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых,
организационно-технологических и др.);
■
Исчезли многие координирующие методические центры, помогавшие предприятиям
проводить работу с персоналом;
■
Большинство проблем в сфере работы с персоналом не просто изменилась, а
получили порой противоположную направленность (проблема недостатка персонала
сменилась проблемой его высвобождения, излишняя текучесть - чрезмерной
стабильностью и т.д.); накопленный ранее практический опыт оказался
неприемлемым.
Сравнительный
анализ систем управления персоналом, применяемых на предприятиях (фирмах)
многих стран наглядно показал, что каждая в отдельности модель управления
персоналом не имеет адекватных признаков и существенно отличается от других не
только по форме, но и по содержанию. Это можно считать вполне закономерным
явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой системы
управления персоналом, которая могла бы успешно применяется без учета специфики
развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом.
Функционирование
систем управления персоналом, их разработка преимущественно зависят от органов
управления, хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению
роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на
конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед
предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений. Очевидно, именно
этими обстоятельствами можно объяснить появление за последние годы
значительного количества фундаментальных и прикладного характера публикаций,
посвященных этой проблеме.
Цель
написания данного дипломного проекта - более глубокое осмысление, изучение
системы управления персоналом и мотивирующих факторов посредством
теоретического анализа и практических исследований на конкретном объекте,
выработка рекомендаций по совершенствованию механизма управления персоналом и
применяемых на практике моделей отбора персонала.
Объектом
исследования выпускной квалификационной работы является ООО «ДЕЗ».
Предметом
исследования и анализа является труд персонала и его мотивированность в современных
российских условиях.
Задачи
данного дипломного проекта:
.
Определение понятия управления персоналом как основного фактора эффективности
труда персонала;
.
Рассмотрение вопросов, касающихся эволюционных процессов управления персоналом,
классификации теорий и моделей управления персоналом;
.
Оценка социально-экономической эффективности мотивационных факторов;
.
Изучение составляющих энтузиазма и пассивности работников;
.
Рассмотрение использования управления персоналом на конкретном предприятии ООО
«ДЕЗ»;
.
Анализ практического применения методов управления персоналом;
.
Выработка рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом с
целью повышения эффективности труда персонала.
Задачи
дипломного проекта обуславливают его структуру: он состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы и приложений.
Новизна
исследования состоит в том, что в результате проделанной работы уточнены
решения проблем совершенствования управления персоналом предприятия,
разработаны рекомендации по совершенствованию кадрового состава.
Теоретическая
база исследования основана на трудах российских экономистов, менеджеров и
специалистов в исследуемой области, материалах периодических изданий.
Практическая
часть данной работы основана на социологических исследованиях и документальных
материалах предприятия.
В
конце работы приводится список использованной литературы.
Теоретические
основы совершенствования управления персоналом предприятия
|