Эффективность менеджмента характеризует результативность управленческой деятельности, отражающую уровень и качество системы управления, реализацию целей и стратегий, степень достижения заданных качественных и количественных показателей. Анализ и оценка эффективности менеджмента связаны с выявлением степени достижения организацией выработанных целей и стратегий. При этом учитывается главная цель управления - получение максимального эффекта с наименьшими затратами основных видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и др.).
Для определения качества и эффективности менеджмента на ОДО "Си-Системс", а также с целью достоверности полученных результатов в ходе проведения анализа, необходимо сформировать систему объективных показателей. Она представляет собой две группы показателей: первая группа показателей - определяют состояние и эффективность структуры управления. К ним относятся: показатели качества и эффективности управляющей структуры и показатели внутренней эффективности предприятия.
Прежде всего, можно выделить группу показателей, позволяющих проанализировать качество и эффективность конкретной системы управления, данным предприятием.
По определению система управления (менеджмента) - это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия. Система управления должна быть согласована с системой производства, которая является управляемой подсистемой, следовательно, система управления предприятием имеет соответствующую организационную структуру с помощью которой осуществляется процесс управления.
Иными словами, организационная структура - это схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей. Таким образом, анализ организационной структуры предполагает анализ иерархической и функциональной структур управления, оценку пропорциональности подразделений и уровней управления. Объектами анализа иерархической структуры управления являются:
- состав и количество уровней в аппарате управления;
- соответствие между масштабами производства и возможностью управления им;
- степень ответственности и правомочности каждого руководителя в принятии и обеспечении реализации конкретного круга решений.
Объектом анализа функциональной структуры является состав и соотношение между различными службами, подразделениями и структурными единицами, находящимися на одном или разных уровнях управления.
Опираясь на выше приведенную первую группу показателей, проведем анализ организационной структуры управления (менеджмента) в ОДО "Си-Системс" (Рисунок 4).
Высший уровень управления (директор-учредитель, главный бухгалтер, начальник производства) - 3 человека.
Средний уровень управления - (заведующий отделом снабжения и сбыта, заведующий складом) - 2 человека.
Менеджер по продажам, менеджер по сбыту могут быть отнесены к среднему уровню управления - 2 человека.
Всего средний уровень управления - 4 человека.
Основной персонал (продавцы-консультанты, курьер, сборщики, бухгалтерия) - 13 человек.
Высший уровень управления представлен директором, так как согласно Уставу предприятия он является собственником и руководителем данного предприятия.
К высшему уровню относятся и начальник производством и главный бухгалтер. Средний уровень управления представлен менеджерами по продажам и закупкам, заведующий отделом снабжения и сбыта и заведующим складом.
Следовательно, организационная структура предприятия относится к двухуровневой системе. Однако между директорами предприятия, начальником и бухгалтером установлены линейные отношения подчинения.
Таким образом, на высшем уровне управления установлено двойное подчинение.
Полномочия руководителей определяются Уставом предприятия и должностными обязанностями, прописанными в трудовом контракте. Должностные инструкции на предприятии не разработаны.
Таким образом, используя полученные данные, можно рассчитать коэффициент занятости персонала в аппарате управления по формуле
Кз = АУП:ППП, (1)
где АУП - численность аппарата управления;
ППП - численность основного персонала. [26]
Численность аппарата управления составляет 7 человек, численность основного персонала - 13 чел.
Кз = 7:15 = 0,4 (2009г.)
Кз = 7:13 = 0,5 (2010г.)
Кз = 7:13 = 0,5 (2011г.)
Отношение численности аппарата управления к численности основного персонала в 2011 году равно 0,5. По сравнению с 2009 годом (0,4) этот показатель увеличился.
Этот показатель показывает, что 35% от общей численности работников предприятия заняты в системе управления.
Следующий показатель позволяет определить соотношение численности линейного и функционального персонала по формуле
Кс = АУПл:АУПф , (2)
где АУПл - численность руководителей среднего звена;
|