Различия в ведении бизнеса между странами с индивидуалистской и коллективистской культурами.
Таблица
Индивидуалистская культура |
Коллективистская культура |
Часто используется «я» |
Часто используется «мы» |
Решение принимается представителем на месте |
Решения согласуются представителем с головной организацией |
Люди добиваются цели в одиночку и несут персональную ответственность |
Цели достигают сообща, ответственность за ошибки -коллективная |
Отдыхают парами или в одиночку |
Отдыхают коллективными группами или с родственниками |
Принимая решение, представитель коллективистской культуры ориентируется на мнение группы, будь то семья, компания, члены клуба или нация в целом. Представители индивидуалистской культуры, напротив, полагаются больше на собственное мнение при принятии решения. Для коллективистских культур привязанность к группе выражается, в частности, в том, что человек готов тратить время на общение с коллегами (например, проводя часок-другой за кружкой пива или бокалом вина, как это принято в Австрии или во Франции).
«Конкретность - диффузность».
В конкретных культурах отношения начальник-подчиненный зависят от ситуации общения. На работе они строго разграничены, а при неформальном общении совсем иные. В диффузных культурах эти отношения проникают во все сферы и окрашивают все ситуации общения. Начальник остается непререкаемым авторитетом, какая бы ситуация ни возникала. Американец может легко отдать знакомому ключи от машины, тогда как немец не представляет возможность попросить машину даже у приятеля.
Таблица
Конкретная культура |
Диффузная культура |
Прямота, деловой подход, целесообразность превыше всего |
Часто кажется, что подход не имеет четкой цели |
Точность, определенность, прозрачность |
Обход щекотливых мест, тактичность, двусмысленность |
Моральные соображения, не относящиеся к делу, игнорируются |
Подход с позиций ситуационной морали: имеет значение, какой человек, какова ситуация |
Понятие диффузных и конкретных культур связано с понятием культурного контекста. Низкоконтекстные культуры (чаще всего - конкретные) обращают внимание на сообщения, передаваемые при коммуникации. Эти сообщения должны быть понятны всем без дополнительных пояснения. В таких культурах профессионально написанный отчет является лучшим средством коммуникации.
«Эмоциональность - нейтральность».
Представители эмоционально нейтральных культур не показывают свои эмоции. В эмоциональных культурах люди склонны демонстрировать свои чувства. Это не значит, что представители нейтральных культур не имеют чувств и эмоций, речь идет о публичном выражении своих эмоций. Представители англосаксонских культур (англичане, англоговорящие американцы), ведя беседу, выслушивают говорящего и затем высказывают свое мнение. Итальянцы, французы, испанцы в диалоге выглядят более возбужденными, начинают говорить, не дослушав собеседника, часто перебивают друг друга. Японцы, напротив, могут некоторое время хранить молчание, выдерживая паузы в беседе.
Различия в ведении бизнеса между странами с эмоциональной и эмоционально нейтральной культурами.
Таблица
Нейтральная культура |
Эмоциональная культура |
Не выражают мысли и эмоции явно |
Выражают мысли и эмоции вербально и невербально |
Из видимых признаков - напряженное выражение лица |
Открытость и экспрессивность позволяют снять напряжение |
Накапливаемые эмоции со временем находят выход |
Взрыв эмоций происходит легко и органично |
В людях высоко ценят уравновешенность и самоконтроль |
В людях высоко ценят темперамент и живость |
Табу на физический контакт |
Физический контакт и жестикуляция привычны |
Публичные выступления зачастую монотонные |
Речь эмоционально окрашена |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|