Статистика



Теория Ф. Тромпенаарса

Различия в ведении бизнеса между странами с индивидуалистской и коллективистской культурами.

Таблица

Индивидуалистская культура

Коллективистская культура

Часто используется «я»

Часто используется «мы»

Решение принимается представителем на месте

Решения согласуются представителем с головной организацией

Люди добиваются цели в одиночку и несут персональную ответственность

Цели достигают сообща, ответственность за ошибки -коллективная

Отдыхают парами или в одиночку

Отдыхают коллективными группами или с родственниками

Принимая решение, представитель коллективистской культуры ориентируется на мнение группы, будь то семья, компания, члены клуба или нация в целом. Представители индивидуалистской культуры, напротив, полагаются больше на собственное мнение при принятии решения. Для коллективистских культур привязанность к группе выражается, в частности, в том, что человек готов тратить время на общение с коллегами (например, проводя часок-другой за кружкой пива или бокалом вина, как это принято в Австрии или во Франции).

«Конкретность - диффузность».

В конкретных культурах отношения начальник-подчиненный зависят от ситуации общения. На работе они строго разграничены, а при неформальном общении совсем иные. В диффузных культурах эти отношения проникают во все сферы и окрашивают все ситуации общения. Начальник остается непререкаемым авторитетом, какая бы ситуация ни возникала. Американец может легко отдать знакомому ключи от машины, тогда как немец не представляет возможность попросить машину даже у приятеля.

Таблица

Конкретная культура

Диффузная культура

Прямота, деловой подход, целесообразность превыше всего

Часто кажется, что подход не имеет четкой цели

Точность, определенность, прозрачность

Обход щекотливых мест, тактичность, двусмысленность

Моральные соображения, не относящиеся к делу, игнорируются

Подход с позиций ситуационной морали: имеет значение, какой человек, какова ситуация

Понятие диффузных и конкретных культур связано с понятием культурного контекста. Низкоконтекстные культуры (чаще всего - конкретные) обращают внимание на сообщения, передаваемые при коммуникации. Эти сообщения должны быть понятны всем без дополнительных пояснения. В таких культурах профессионально написанный отчет является лучшим средством коммуникации.

«Эмоциональность - нейтральность».

Представители эмоционально нейтральных культур не показывают свои эмоции. В эмоциональных культурах люди склонны демонстрировать свои чувства. Это не значит, что представители нейтральных культур не имеют чувств и эмоций, речь идет о публичном выражении своих эмоций. Представители англосаксонских культур (англичане, англоговорящие американцы), ведя беседу, выслушивают говорящего и затем высказывают свое мнение. Итальянцы, французы, испанцы в диалоге выглядят более возбужденными, начинают говорить, не дослушав собеседника, часто перебивают друг друга. Японцы, напротив, могут некоторое время хранить молчание, выдерживая паузы в беседе.

Различия в ведении бизнеса между странами с эмоциональной и эмоционально нейтральной культурами.

Таблица

Нейтральная культура

Эмоциональная культура

Не выражают мысли и эмоции явно

Выражают мысли и эмоции вербально и невербально

Из видимых признаков - напряженное выражение лица

Открытость и экспрессивность позволяют снять напряжение

Накапливаемые эмоции со временем находят выход

Взрыв эмоций происходит легко и органично

В людях высоко ценят уравновешенность и самоконтроль

В людях высоко ценят темперамент и живость

Табу на физический контакт

Физический контакт и жестикуляция привычны

Публичные выступления зачастую монотонные

Речь эмоционально окрашена

Перейти на страницу: 1 2 3 4