«Достижение - аскрипция».
Статус как признание заслуг человека может быть достигнут благодаря личным результатам, а тот, что присваивается с возрастом или по полу или принадлежности к определенному классу, называется приписанным или аскриптивным. Эти различия проявляются в образах тех героев, которые используются в маркетинговых коммуникациях и с которыми потребители готовы ассоциировать свои чувства и устремления.
Многие маркетинговые компании используют такую самоидентификацию для передачи сообщения. Герои и антигерои, групповые и индивидуальные модели поведения существенно обусловлены национальной культурой. Например, при продвижении элитных товаров обычно используют известных личностей, демонстрируя, что обладание таким товаром повысит статус потребителя.
При бизнес-контактах представителей культур, по-разному воспринимающих статус, могут возникнуть различия в использовании титулов и званий, проявлении уважения к старшим, женщинам, руководителям.
Различия в ведении бизнеса между культурами, использующими достижения или аскрипцию для определения статуса.
Таблица
Культура, ориентированная на достижения |
Аскриптивная культура |
Используют звания только в том случае, если они отвечают квалификации |
Титулы и звания используются часто и подчеркивают статус человека в организации |
Уважение к старшим в иерархии основано на эффективности их работы |
Уважение к старшему по иерархии как показатель лояльности к организации |
Менеджеры высокого ранга могут быть разного возраста, не всегда мужчины, должны иметь богатый опыт работы |
Большинство старших менеджеров - мужчины среднего возраста, имеющие соответствующую квалификацию |
Отношение ко времени.Кроме описанных пяти типов отношений, важным фактором, дифференцирующим культуры, является понимание времени и отношение к нему. Ф. Тромпенаарс отмечает наличие двух подходов: последовательного и синхронного. При первом подходе время течет от прошлого к будущему, каждый момент времени уникален и неповторим, поток времени однороден.
Синхронный подход основан на концепции временных циклов: все рано или поздно повторяется, всегда есть шанс закончить дело. В культурах, в которых господствует последовательный подход, люди стремятся в каждый данный промежуток времени делать одно дело, точно соблюдают назначенное время деловых встреч, предпочитают строго следовать разработанному плану. Представители культур с синхронным подходом, как правило, делают несколько дел одновременно, время деловых встреч назначается приблизительно и может быть изменено в зависимости от обстоятельств. Распорядок дня, вообще говоря, определяется социальными отношениями: представители этих культур могут прервать дело, которым они занимаются для того, чтобы поприветствовать знакомого, пришедшего в данный момент в офис, и пообщаться с ним. Ф. Тромпераанс сравнивает в этом отношении американцев, мексиканцев и французов. В США люди придерживаются последовательного подхода и, следуя ему, составляют расписания и придерживаются его.
Мексиканцы придерживаются синхронного подхода и стремятся быть более гибкими. В планах они оставляют резервы времени для внезапных отвлечений. Французы при планировании также часто не фиксируют точно время достижения той или иной цели, резервируют другие подконтрольные им ресурсы. Таким образом, они имеют возможность реагировать на изменения обстоятельств, не отказываясь от достижения поставленной цели.
Как подчеркивает Ф. Тромпенаарс, французы и мексиканцы считают важным достижение цели, а не следование определенному пути к ней. Другим моментом, дифференцирующим культуры и связанным со временем, является ориентация на прошлое/настоящее или на будущее.
В США, Италии или Германии будущее важнее прошлого и настоящего, а в Венесуэле, Индонезии или Испании люди в большей мере ориентируются на то, что есть. Во Франции же все три временных периода примерно одинаково важны при принятии деловых решений.
Различия культур, ориентированных на прошлое, настоящее и будущее.
Таблица
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
Интерес к истории, родственным корням, истокам нации и бизнеса |
Значение деятельности и благоприятного воздействия текущего момента |
Много разговоров о перспективах, потенциале, надеждах на будущее |
Желание продлить «золотой век» |
Планы не вызывают возражения, но необязательно для выполнения |
С энтузиазмом следуют планам |
Уважение к старшим, предкам |
Интерес к текущим событиям и отношениям |
Интерес к молодому поколению, людям, работающим на будущее |
На все смотрят в контексте традиций и исторических уроков |
На все смотрят в контексте значения для современности |
Настоящее и прошлое эксплуатируют для целей будущего |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|