Производство продукции организовано человеком для своей выгоды. Чем выше заинтересованность граждан в положительных результатах производства, тем интенсивнее оно развивается. Сказанное в равной степени относится к производственной фирме любой отрасли независимо от его размера и формы собственности. Социальные факторы, заинтересованность сотрудников в повышения качества работы - важнейшая задача менеджмента, необходимое условие процветания фирмы. В этой связи принимается ряд административных и социально-экономических мер поощрения граждан. Одно из наиболее важных направлений исследований и разработок в области управления человеческими ресурсами, по мнению некоторых экономистов, связано с созданием программ и методов повышения качества рабочей жизни. Этим термином они называют «ту степень, до которой члены производственной фирмы могут удовлетворить свои значимые личные потребности посредством их работы в той фирмы». В таком случае сотрудники заинтересованы не только в собственном развитии, но и в непосредственном участии в организационных изменениях, направленных на повышение качества работы фирмы.
В российской практике на основе национальных традиций сложилось понятие «рабочей коллектив». Очевидно, что хозяйственные органы должны включать рабочий коллектив в систему управления предприятием и его структурными подразделениями. Для этого надо находить формы и методы увязки целей фирмы с коллективными и личными интересами сотрудников. В частности, можно заранее в текущих и долгосрочных планах установить долю (процент) прибыли, которая направляется на:
• рост оплаты работы сотрудников;
• социальную поддержку остронуждающихся, а также особо отличившихся сотрудников;
• организацию отдыха, лечения и улучшения бытовых условий сотрудников.
В таком случае, добиваясь общих успехов в работе всего фирмы, каждый сотрудник чувствует, что тем самым он решает и свои личные задачи.
После широкомасштабной приватизации и перехода значительной части средств производства в частный сектор институт и само понятие «рабочий коллектив» сохранились. Разрушать их, по оценкам специалистов, не следует, о чем, в частности, и свидетельствует новейший зарубежный опыт. Значительное возрастание функции общественных факторов наблюдается повсеместно.
Нормальным явлением становится ситуация, когда руководители предприятий считаются с интересами трудового коллектива, и действуют совместно с его представителями. Все чаще наблюдаются случаи отрицательного отношения общественности и местных органов власти к фирмам, деятельность которых наносит ущерб окружающей среде. В общем плане можно отметить, что в течение последних десятилетий, особенно с начала 1970-х годов, происходит переоценка целей, принципов и форм управления фирмами. Происходит смена приоритетов, отражаемых в эволюции понятий «стратегическое регулирование», «стратегический контроль», «стратегическое управление», «долгосрочное планирование». В них акценты смещаются в сторону информационных технологий и человеческого фактора.
В структуре рабочих выделяются две группы: основных и вспомогательных. Функции, выполняемые ими, различны, поэтому различны и методы, используемые на стадии планирования для определения их численности на фирме.
К основным - относят рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических установок и т.п.). К вспомогательным - рабочих, которые обслуживают производственные процессы (наладчики оборудования, ремонтники, рабочие инструментальных цехов, транспортные и складские рабочие, контролеры и т.п.).
В группе служащих выделяются такие группы работающих, как руководители, специалисты и непосредственно служащие. К руководителям относятся сотрудники, занимающие должности руководителей фирмы и его структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники, управляющие в структурных единицах и подразделениях, главные специалисты (главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, главный экономист и т.п.).
|