Статистика



Ступенчатая система повышения квалификации

персонал сотрудник квалификация

Сущность ступенчатой системы повышения квалификации состоит в том, что ситуация, в которую попадает человек через несколько лет после получения профессионального образования, характеризуется нарастающим во времени разрывом между увеличивающимся количеством новых знаний, относящихся к его отрасли, и его собственным уровнем подготовки. Уровень подготовки, который без постоянной учебы, со временем понижается как вследствие непрерывного устаревания части полученных в учебном заведении знаний, так и вследствие простого утрачивания сведений, не используемых им непосредственно в процессе рабочей деятельности. "Научно установлено, что после окончания вуза ежегодно теряется в среднем 20% знаний. Практикой установлено, что для поддержания знаний на уровне требований современности специалист должен не менее 4-6 часов в неделю уделять изучению последних достижений в области, которой он занимается. Если специалист или менеджер прочитывает ежемесячно 1-2 специальные книги, то отдача от него в 3-4 раза больше, чем от того, кто в книгу вообще не заглядывает.

Данная же система вооружает обучающихся дополнительными умениями по передовой технологии, новым видам оборудования дифференцирование, в зависимости от условий производства, содержания работы по каждой отрасли, квалификации рабочих, изменения их производственных функций.

Основу ступенчатой системы повышения квалификации составляет обучение на краткосрочных курсах, устроенных по ступеням (этапам) обучения с таким расчетом, что каждая последующая ступень является логическим продолжением предыдущей, обеспечивая рабочим возможность дальнейшего повышения квалификации и расширения сферы применения их работы.

На практике существуют три ступени обучения - начальная, средняя, высшая. По каждой из них строго определены объем знаний и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся на каждой ступени, содержание профилирующих специальных дисциплин. Рабочие последовательно проходят обучение в ПТУ, техникумах, в вузе.

На ЗИЛе, например, действовала пятиступенчатая система квалификации с гарантированным продвижением по службе, которая ежегодно охватывала 3,5 тыс. человек. Вслед за подготовкой рабочих (1-я ступень обучения) организуется процесс последовательного повышения их квалификации, который состоит из двух основных этапов: повышения профессионального мастерства до уровня 3-4-го квалификационного разряда (2-я ступень обучения) и до 5-6-го разряда (3-я ступень обучения). В среднем каждый рабочий повышает свою квалификацию один раз в 3-4 года. Рабочие повышают свою квалификацию (2-3-я ступень обучения) на общезаводских и цеховых курсах целевого назначения, курсах вторых и смежных профессий, производственно-технических курсах, в школах передовых методов работы.

По мере увеличения подготовки рабочих в профтехучилищах и развития профессионального обучения в общеобразовательных школах подготовка новых рабочих из числа молодежи на производстве будет постепенно сокращаться и ориентироваться: "На отрасли простой работы. В перспективе главной функцией системы профессионального обучения кадров на производстве должна стать переподготовка рабочих, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом, и лиц, пожелавших по каким-либо причинам сменить профессию, а также обучение рабочих вторым отраслям и обеспечение планомерного повышения их квалификации.

ПТУ должны в основном специализироваться на подготовке высококвалифицированных рабочих, наиболее полно отвечающих по уровню подготовки требованиям научно-технического прогресса. В настоящее время из двух объективно существующих тенденций (дифференциации и интеграции профессий) становится преобладающей вторая. Она выражается в слиянии профессий и увеличении удельного веса рабочих широкого профиля.

В конце 60-х годов в мире начала интенсивно развиваться принципиально новая образовательная форма - образование взрослых, или, как еще говорят, дополнительное образование. Дополнительное образование - это система, которая призвана оперативно и в высшей степени качественно и профессионально удовлетворять любые образовательные потребности, возникающие у человека. Очевидно, что, если эта система станет равноправным партнером базовому образованию, можно будет совершенно иначе подойти к фирмы и среднего, и высшего его звеньев. Именно таким образом шло развитие образования на Западе последние 25-30 лет.

Впрочем, взрослых обучали и раньше, но решая главным образом одну задачу: компенсировать недостаточное образование в обычных учебных заведениях. Ныне дополнительное образование стало решать новые, свои собственные задачи и превратилось в мощную образовательную подсистему.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5