Дополнительное образование стало средством для достижения безопасного и комфортного существования личности в современном динамичном мире, способствуя ее саморазвитию. На наш взгляд, динамичный мир нельзя адекватно отразить застывшей образовательной системой. Образование может быть системой простого воспроизводства, оно должно стать развивающим и непрерывным. В идеале каждый человек должен иметь право на "дружественную" ему систему образования, продвижение по "собственной образовательной траектории", которой не чужды индивидуальный подход, постоянная психодиагностическая и профориентационная поддержка.
Одного только профессионального образования хватает все меньше, так как:
ускоренное техническое развитие в течение все более коротких промежутков времени приводит к изменению профессиональных требований и создает необходимость для приспособления профессиональной квалификации к этому развитию;
возрастает потребность в руководящем персонале и специалистах среднего звена;
недостаточная готовность к учебе со стороны трудящихся тормозила бы техническое и экономическое развитие и создавала бы угрозу безработицы для разных рабочих и служащих.
Повышение квалификации (тренинг) - это целенаправленное приобретение новых знаний и навыков, изучение передового опыта. Именно профессиональное совершенствование в соответствии с постоянно изменяющимися условиями производственной деятельности представляет собой главное содержание повышения квалификации.
Повышение квалификации после завершения профессионального обучения и определенного времени работы по отрасли направлено на достижение двух целей:
. обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих рабочий процесс, преимущественно на самих фирмах;
. подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего сотрудников среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов по практическим вопросам фирмы и экономики фирмы, специалистов различного профиля и т.д.). Путем посещения курсов на фирме, при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе.
Поэтому значение повышения профессиональной квалификации возрастает. Отрезки времени, когда преобладает учеба, сменяются отрезками времени с преобладанием практического применения, и наоборот. Работа и учеба постоянно становятся все более нераздельными друг от друга. Профессиональное обучение, работа по отрасли и повышение квалификации всегда содержат оба элемента: элемент учебы и элемент применения. При этом важно отметить следующее:
. Тренинг - это систематический процесс изменения поведения сотрудника в целях наилучшего достижения целей фирмы.
. Формальная программа тренинга - это попытка работодателя предоставить своим сотрудникам возможность совершенствования навыков работы, повышения квалификации и знаний.
. Обучение всему этому есть деятельность, посредством которой индивид повышает свои умения, умения и возможности, что отражается соответствующими изменениями в его работе.
. Цель обучения - повышение мастерства. Двигательные навыки, умственные навыки, навыки общения - суть объекты различных тренинговых программ.
Если задачи формируются и ставятся перед процессом повышения квалификации, то на передний план выдвигаются способности и навыки, которые должны быть приобретены работающими. Эти задачи разбиваются на несколько этапов и наполняются конкретным содержанием, а затем трансформируются в так называемые учебные задачи. Эти учебные задачи оказывают влияние на поведение, которое может быть профориентированно.
В период интенсивных технологических преобразований повышению квалификации отводится исключительное значение, обеспечивающее само существование фирмы.
Однако этому процессу может противостоять готовность самих членов коллектива повышать свою квалификацию. К группам сотрудников, у которых данный процесс может не найти поддержки, относятся малоквалифицированные рабочие и представители старших возрастных групп.
Таким образом, исходная ситуация выглядит следующим образом: значительная потребность в повышении квалификации со стороны производства, с одной стороны, а с другой - недостаточная готовность разных членов коллектива осуществить это. Данная ситуация указывает на то, что этот вопрос необходимо поднять до уровня стимулов, которые способны побудить сотрудников повышать свою квалификацию или изменить свое отношение к этому вопросу.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|