При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся.
Классификация видов обучения по различным признакам приведена в таблице.
Таблица 2.1 - Виды обучения персонала
Классификационный признак |
Виды обучения в соответствии с классификационным признаком |
В зависимости от участников процесса обучения: |
внутреннее - готовится и проводится работниками предприятия; внешнее - готовится и проводится с привлечением внешних специалистов; самообучение - готовится и проводится работником самостоятельно. |
Классификационный признак |
Виды обучения в соответствии с классификационным признаком |
В зависимости от совмещения учебного процесса и работы на предприятии: |
с отрывом от производства - во время прохождения обучения работник освобождается от своих обязанностей; без отрыва от производства |
В зависимости от целевого назначения: |
первичная подготовка - обучение работника без образования в первый раз; переподготовка - обучение работника, имеющего образование, новой специальности (профессии); повышение квалификации - получение работником новых знаний, умений и формирование у него новых навыков в рамках своей профессии, специальности; адаптационное обучение - обучение работника с целью профессиональной, социальной адаптации на предприятии. |
В зависимости от времени обучения: |
краткосрочное - обучение в течении не более 5 дней, время активного восприятия информации до 40 часов; среднесрочное - обучение в течении не более 6 месяцев; долгосрочное - обучение более 6 месяцев. |
В зависимости от количества обучаемых: |
индивидуальное; групповое. | | | |
Обучение на рабочем месте. В нашей компании применяются следующие формы обучения - демонстрация, наставничество, коучинг, планомерное приобретение опыта через ротации.
Демонстрация - метод, при котором учащимся рассказывают или показывают, как выполнить работу. Приемы выполнения работы работнику демонстрирует его непосредственный руководитель или сотрудник.
Наставничество (кураторство) ориентировано на взаимообмен жизненным и практическим опытом, поддержку и развитие сотрудника в целях его карьерного или жизненного роста. Это процесс, при котором специально отобранные и подготовленные сотрудники (наставники) дают указания и советы, помогающие прикрепленным к ним «протеже» развиваться в своей профессии.
Коучинг это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. Используя методики практической психологии, коучинг фокусируется на целях и потребностях сотрудника.
Перейти на страницу: 1 2 3
|