Регламент осуществления функций по трансферту инноваций предполагает: выявление потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках, формирование баз данных инноваций и их распространение в сфере АПК.
Потребность в научно-технических разработках определяется путем анализа состояния научно-технических достижений, а также опроса и анкетирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения
Доведение инновационных ресурсов по вопросам инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий до субъектов сельскохозяйственного консультирования осуществляется предоставлением информации посредством Интернет и других электронных средств доставки, распространением методической и рекомендательной литературы, организацией конгрессных и выставочно-демонстрационных мероприятий, обучением и повышением квалификации консультантов и специалистов сельскохозяйственных организаций.
Первоочередной стратегической задачей является включение субъектов сельскохозяйственного консультирования в процесс формирования заказов на научно-техническую продукцию, что предполагает выявление потребностей сельскохозяйственного производства в решении их проблем инновационными методами.
Предполагается развитие института отраслевых центров системы сельскохозяйственного консультирования при ведущих, зональных и региональных научных учреждениях.
Предусматривается усиление деятельности системы сельскохозяйственного консультирования в решении проблем устойчивого развития сельских территорий, в том числе участие консультантов в разработке и реализации программ устойчивого развития сельских территорий и поддержки личных подворий; подготовке экологических программ; оказании помощи в развитии альтернативной занятости сельского населения. Основные задачи этого направления:
информирование сельского населения о социальных и экологических проектах, проводимых социально-экономических преобразованиях;
участие в разработке и реализации программ и мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий;
содействие сельскому населению в организации малого предпринимательства, оказание помощи в организации производственных и потребительских кооперативов;
информирование об опыте развития альтернативных видов занятости сельского населения, проведение маркетинговых исследований, обучающих и конгрессных мероприятий.
Механизм реализации настоящей концепции состоит из правового, организационно-экономического, финансового, технико-технологического, маркетингового и мотивационного блоков.
Концептуальные положения реализуются программно-целевым методом. Инструментом реализации являются планы мероприятий, принимаемые на среднесрочный период в рамках раздела «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Правовой механизм. Формирование законодательной и нормативно-методической базы, включающей принятие Федерального закона «О сельскохозяйственном консультировании», утверждение «Положения о системе сельскохозяйственного консультирования», а также ряда ведомственных документов Минсельхоза России, обеспечивающих функционирование системы, регламентирующих ее деятельность и определяющих взаимоотношения субъектов системы в сфере АПК.
Организационно-экономический механизм. Минсельхоз России (Департамент научно-технологической политики и образования) является координатором раздела «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» Госпрограммы. Департамент обеспечивает согласованные действия всех уровней управления и исполнителей, участвующих в его реализации.
Механизм реализации концепции на данном этапе базируется на принципах осуществления эффективной государственной поддержки системы сельскохозяйственного консультирования.
Принципиально важным является разработка и принятие Федеральной целевой программы, а также региональных программ развития сельскохозяйственного консультирования. Это позволит обеспечить концентрацию материальных, информационных и кадровых ресурсов, минимизацию затрат, связанных с формированием единой государственной системы сельскохозяйственного консультирования.
Неотъемлемым элементом организационного механизма реализации концепции должен быть социально-экономический мониторинг развития системы, а также удовлетворенности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в оказанных консультационных услугах. Мониторинг обеспечивает постоянную обратную связь: клиенты системы- субъекты информационно-консультационной деятельности.
|